search
main
0

Не запутайтесь во Всемирной сети! Информационно-коммуникационные технологии идут на помощь полиглотам

В сентябре 2005 года Президент России объявил о запуске нескольких приоритетных национальных проектов, в том числе «Образование». Одна из намеченных мер – подключение 20 000 школ к сети «Интернет». Действительно, ИКТ могут сыграть большую роль в изменении существующего положения при условии, что школы, да и вообще учебные заведения получат не только «железо», то есть компьютеры и доступ к Сети, но также и необходимую методическую помощь. Предлагаемая ниже методическая разработка – своего рода первый шаг на новом пути.

Уровень знания английского языка и информатики: элементарный.

Цель: обучить школьников пользоваться полученными на уроках английского языка и информатики знаниями на практике.

Задачи: показать междисциплинарные связи; начать обучение межкультурному общению с помощью английского языка и Всемирной сети; закрепить вокабуляр.

Этап: закрепление.

1) Интернет-сайт: http://www. 123greetings.com

Это бесплатный и один из наиболее известных сайтов электронных открыток.

Чтобы начать работу, нужно овладеть некоторыми базовыми умениями. Учитель и ученики должны знать, где печатать адрес сайта. Если сами не умеете, попросите учителя информатики помочь, запишите, что нужно сделать, и потренируйтесь. Включили компьютер, ввели свое имя, пароль, подождали, пока на экране монитора появились «иконки», навели курсор на значок «Internet», щелкнули левой кнопкой на «мышке». Открылась пустая страница. Нашли белую строчку сверху, где обычно написано «about: blank». Стерли эту надпись с помощью клавиши Delete. Напечатали в строчке http://www.123greetings.com. Нажали клавишу Enter.

2) Что вы увидели, когда открылась страница? Первую, домашнюю, страницу сайта. Это означает, что если вы начнете водить курсором по экрану, держа палец на левой кнопке «мышки», перед вами будет возникать указующая «рука» или стрелка. Вы можете задержать курсор на любой такой строчке, щелкнуть кнопкой и увидеть другую страницу. Но сначала все же изучите, что предлагается на домашней, первой странице. Сверху идут одна-две строчки названий открыток; они же повторяются в столбике слева. Кроме того, в центре расположена открытка сезона, в зависимости от того, какой праздник скоро должен наступить.

3) Словарь – Vocabulary. И вы, и ваши ученики должны знать названия категорий предлагаемых открыток: «Годовщина», «День рождения», «События и праздники», «Семья», «Друзья», «Подарки», «Путешествия», «Цветы», «Дети», «Домашние животные», «Свадьба» (Anniversary, Birthday, Events and Holidays, Family, Friends, Gifts, Travel, Flowers, Kids, Pets, Wedding).

Если вы проводите урок в интернет-классе с младшими школьниками впервые, можно подготовиться в обычном кабинете. Сначала найдите время посмотреть на сайт самостоятельно. Затем нарисуйте на доске план, который учащиеся смогут скопировать себе в тетради. Пусть они отметят строчку, на которой нужно набирать адрес, и заранее запишут с доски сам адрес. Выберите те категории открыток, которые нужны вам на уроке, и скажите детям, какие слова им понадобятся. Можно выбрать одно слово, например, birthday (день рождения), или несколько, например, «семья», «друзья», «домашние животные», то есть те слова, которые обычно изучаются на первом году обучения иностранному языку. Не нужно заславлять детей зубрить или устраивать проверочную работу. Сверяя напечатанное на экране с тем, что записано в тетради, ребенок проверит собственные знания, поймет, что новые слова действительно существуют и употребляются в международном общении. Это послужит добавочной мотивацией, а наглядность поможет закрепить словарь. Наконец, необязательно, чтобы весь класс использовал одну категорию, можно спросить, кого что привлекает, и предложить детям свободу выбора. Таким образом, вам удастся активизировать больше новых слов.

Я обнаружила, что такой набор по буквам, когда ребенок внимательно смотрит на клавиатуру и сверяет слова с записанными в тетради, помогает детям, страдающим дислексией.

4) Объясните детям, что они могут изучить сайт, свободно передвигая курсор с помощью «мышки». Как только они выберут свою категорию, им нужно будет поставить стрелку на нужное слово и дважды щелкнуть левой кнопкой «мышки». Появятся новые «иконки», на сей раз это будут только открытки выбранной категории. Дайте детям минуту, чтобы осмыслить и пережить увиденное, а затем выбрать то, что им понравилось больше всего. Пусть они радостно восклицают, показывая друг другу красивые картинки.

Я еще раз настоятельно советую учителю провести некоторое время наедине с сайтом до того, как настанет время проводить урок. Как многие другие современные сайты, 123greetings предлагает открытки с анимацией, звуковым сопровождением. Например, если вы откроете категорию «Рождество» и выберете любую открытку, то услышите слова рождественского гимна и увидите его текст на экране. Вы увидите, как Санта Клаус развозит подарки на своей оленьей упряжке, услышите, как поют и пляшут дети в день рождения, как курлыкает индейка в День благодарения…

Если вы сумеете сохранить свои впечатления в тайне, то ваши ученики получат возможность слегка расслабиться в середине урока, когда вы откроете открытку и дети неожиданно услышат песенку на английском языке. Или, как получилось у меня со старшеклассниками, все подскочут от неожиданности, а потом захохочут, когда внезапно раздастся леденящий душу вопль при изучении темы «Хэллоуин». Выбирайте материал согласно возрасту и знаниям учащихся! То, что хорошо идет с подростками, может не понравиться ученикам начальной школы, и наоборот.

5) Когда ученики выберут свои открытки, покажите им, что нужно делать дальше. Все ступени работы расписаны на сайте. Personalize – открытка становится личной, предназначенной конкретному человеку; Customize – можно писать свой текст.

Каждый ученик должен быть готов напечатать хотя бы три строчки: Header – приветствие или обращение, Greeting – поздравление, Footer – подпись.

Стоит объяснить эти слова заранее, написать их на доске, помочь детям запомнить их. Слово Header (приветствие) – однокоренное со словом head (голова), которое дети обычно уже знают. Попросить их сказать, что может служить головой, или заголовком, в открытке. Имейте в виду, что дети могут растеряться просто потому, что пока не умеют подписывать открытки. Тогда следует подсказать им: «Дорогой/дорогая/папа/мама/Вася/Катя» и т.д.

Следующую строчку, то есть непосредственно содержание открытки, учащиеся воспроизведут сами: «Поздравляю с днем рождения» и т.п.

Слово footer (подпись) – однокоренное со словом foot (ступня), оно знакомо младшим школьникам. Дети скорее всего сами ответят на вопрос, где находится ступня, и предложат варианты подписи.

Напоминаю, что эта работа ведется на иностранном языке. В тетради у школьника должны появиться краткие варианты текста открытки по типу: «Дорогой друг! Поздравляю тебя с днем рождения! Вася» (Dear Friend, Happy Birthday! Vasya).

6) Вам остается показать ученикам, что электронная открытка может быть и средством общения. Нельзя превращать подобный урок в традиционное скучное учебное задание «Письмо воображаемому другу». Проверьте, имеется ли в классе достаточное количество реальных адресатов. Спросите детей, есть ли у кого-то электронная почта дома, у папы или мамы на работе. Если нет, договоритесь с учителем информатики об отсылке открытки на школьный адрес, поговорите с коллегами. Создайте собственную электронную почту на любом сервере, предлагающем эту бесплатную услугу, например, http://mail.yandex.ru; http://mail.ru. Все инструкции по созданию собственной бесплатной электронной почты содержатся там на русском языке. После того как открытка будет создана, вам останется помочь школьникам заполнить небольшую таблицу: свое имя, имя того, кому посылается открытка, адрес электронной почты посылающего (можно использовать ваш или адрес общей школьной почты) и электронный адрес того, кому посылается открытка. Кроме того, можно выбрать дату вручения открытки. И наконец нажать кнопку Send (Послать).

Если вы проводите уроки в интернет-классе с детьми постарше, можно опустить подготовительную стадию, потому что подростки обычно лучше нас разбираются в технике, умеют обращаться с Всемирной сетью. Однако наши старшеклассники не приучены к тому, что любой урок в интернет-классе – это урок по данному предмету. Вам не раз придется повторить, что ученики должны выполнять различные задания, призванные повысить их уровень знаний по данному предмету, а не играть в игры, смотреть различные сайты на русском языке или пользоваться чатом опять-таки на русском языке.

Конечно, всех не заставишь работать и правильно использовать новые возможности. Дети есть дети, даже на Всемирном уроке английского языка один из двадцати приглашенных нами из другой школы подростков самозабвенно играл в электронные карты, не замечая ни волнующего остальных урока, в котором одновременно участвовали сто стран мира, ни службы теленовостей.

Как заинтересовать молодых людей, как показать им безграничные возможности, предоставляемые Всемирной сетью, для получения новых знаний, расширения своего словаря, приумножения технических навыков? Как их мотивировать, как научить, что интернет в сочетании с английским языком может стать замечательным, увлекательным инструментом познания и общения? Это тема следующего методического эссе.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка новосибирского лицея №130, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте