Многие годы мы «плакали», что бедные, что нет компьютеров, что отстаем, и не заметили, как компьютеров у нас стало уже достаточно – более десятка миллионов. Статистика констатирует: в 2004 году в стране приобретено более 2 миллионов компьютеров. А вот общее количество домашних компьютеров, по оценкам разных источников, составляет от 7 до 10 миллионов. В свою очередь, российский интернет имеет 18 миллионов подписчиков.
Следует сказать, что сегодня многие студенты высших учебных заведений имеют дома компьютер. Так вот, высшая школа, обладая такой прекрасной инфраструктурой – парком домашних компьютеров своих студентов, не готова им предложить уже сегодня практически ни одной действительно полезной и эффективной мультимедийной обучающей программы.
На рынке также мало таких программ по специальным дисциплинам. Что уж говорить об изобразительном искусстве. Здесь вообще многие преподаватели считают, что по компьютерной программе рисовать и тем более писать красками научить нельзя. Думаю, что они ошибаются. Технология мультимедиа давно имеет возможность наглядно продемонстрировать последовательность выполнения любого рисунка или живописной работы, показывая, как это делает квалифицированный педагог, когда перед ним стоит натура. Все это снимается цифровой фотокамерой и фиксируется в специальной программе таким образом, чтобы обучающийся все это видел и смог самостоятельно выполнить работу. Имеются школы, где таким образом обучаются дистанционно дети-инвалиды, которые по разным причинам не могут ходить в школу.
Но все же осталась главная проблема – сегодня рынок мультимедийных программ очень слаб. Джевельный рынок – фактически единственный источник подпитки разработчиков таких учебных программ – ни по ценам, ни по структурной организации не обеспечивает объективные экономические условия для производства современных, качественных мультимедийных продуктов.
Тем не менее выход из этой провальной ситуации есть. Самое обнадеживающее то, что миллионы социально активных молодых и не очень молодых людей, студентов, школьников готовы выложить свои личные сбережения, если им будут предложены такие мультимедийные обучающие программы, которые решат проблемы, связанные с самообразованием.
Будем иметь в виду, что хорошая мультимедийная обучающая программа больше, чем книга, – это почти репетитор. За такой продукт каждый владелец персонального компьютера будет готов выложить как минимум сумму стоимости аналогичной книги – 180-200-250 рублей. Столько стоят сегодня книги по компьютерной грамотности, по истории искусств, по иностранным языкам. Если считать, что школьнику или студенту за весь учебный год придется штудировать минимум 10 учебных дисциплин. Следовательно, ему за год необходимо истратить всего 70 долларов, чтобы приобрести десять мультимедийных обучающих программ (по розничной цене 210 рублей каждая). Это абсолютно доступная цена для владельца персонального компьютера. Осталось найти достойную мультимедийную обучающую программу по интересующей его тематике.
Таким образом, финансовый потенциал рынка составляет не менее 700 миллионов долларов. Эту огромную сумму можно перенести на развитие информатизации образования. Причем не из государственного кармана. Эта сумма будет поступать ежегодно, расти ориентировочно на 50-70 процентов в год.
Государство должно взять на себя координирующую и направляющую роль. В чем это должно выражаться?
Необходимо пересмотреть приоритеты стратегии информатизации образования. При разработке федеральных целевых программ в любой области, в том числе и искусстве, необходимо учесть то обстоятельство, что домашний рынок персональных компьютеров уже в достаточной мере сформирован. Важнее «запустить в работу» эти 10 миллионов машин. Иначе говоря, приоритетной должна стать разработка мультимедийных обучающих программ по всем учебным дисциплинам, а не оснащение школ персональными компьютерами. Хотя не хотелось бы эти тенденции противопоставлять. Однако все более и более насыщать школы и вузы компьютерами, не обеспечивая их обучающими программами (кстати, и учителями, умеющими с ними работать), по меньшей мере неразумно.
Можно представить себе, что по всем дисциплинам для всех классов с 1-го по 11-й уже имеются прекрасные мультимедийные обучающие программы. Но нельзя даже представить, как можно организовать обучение в компьютерных классах (двух или трех) даже самой продвинутой и оснащенной компьютерами и интернетом московской школы (в среднем 800 учащихся), у которой минимум 30 классов. Как могут одновременно десять разных классов в одно и то же время посещать один и тот же компьютерный зал? Как могут 20-30 учеников эффективно работать за десятью персональными компьютерами? Ведь у каждого обучающегося свой темп освоения учебного материала. Между тем интерактивная мультимедийная обучающая программа периодически сама задает вопросы или с помощью тестов определяет уровень усвоения знаний.
Тем не менее следует реально учитывать возможности оснащения персональными компьютерами учебных заведений. Даже при самом благополучном прогнозе экономической ситуации в стране домашний парк в обозримом будущем всегда будет на порядок опережать парк персональных компьютеров, установленных в школах и вузах. Ни два, ни три, ни даже пять компьютерных классов не в состоянии пропустить через себя учащихся по всем изучаемым дисциплинам.
Отсюда очевидный вывод – в компьютерных классах можно (в лучшем случае) ознакомить с изучаемой темой с помощью обучающей программы, показать видеоматериал, познакомить с основными понятиями дисциплины. Основная же часть работы школьникам все же будет перенесена на дом, т.е. в режим самоподготовки. А те, у которых нет компьютера дома, будут пользоваться книгой, которая должна быть в качестве приложения к диску на CD-ROMe. Мультимедийной обучающей программой также можно пользоваться в библиотеке, где стоит компьютер. В любом случае это выход, который не ухудшает условия, в которых находятся те, у кого нет пока собственных компьютеров. Такая форма обучения, по нашему мнению, обеспечивает реальные условия для повышения качества обучения по всем (без исключения) учебным дисциплинам.
Необходимо повысить требования к качеству информатизации образования. Здесь реально можно спрашивать, когда создана система критериев оценки работы школы, включая процессы по информатизации образования, имея в виду не количество компьютерных классов, а наличие соответствующих обучающих программ.
Организовать объективную систему сертификации мультимедийных обучающих программ, не допуская к тиражированию учебников, представляющих собой книгу, которую учащийся читает с экрана монитора. По нашему мнению, качественная мультимедийная обучающая программа должна иметь:
100-процентную мультимедийность. Обучение должно быть построено в форме видеолекций, в которых тексты, таблицы, рисунки являются только вспомогательным и справочным материалом;
большой объем учебного материала, насыщенный видео, анимацией, компьютерной графикой, сопровождаемый звуком и синхронным текстом (20-30 часов);
высокую дидактическую эффективность, включая индивидуально-ориентированный и деятельностный подход к обучению, высокого уровня наглядность, мультимедийность (видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом), различные формы контроля знаний, объективную их статистику;
интерактивность за счет контрольных и тестовых вопросов и заданий;
достаточное количество виртуальных практических или лабораторных работ;
развернутое выходное тестирование знаний, умений и навыков.
Необходимо предоставлять разработчикам возможность своевременно и достаточно полно информировать все заинтересованные стороны (школы, вузы, учебные центры и др.) о своих разработках.
Государство должно обеспечить разработчиков МОП-кредитами. Точнее, стать гарантом при попытке разработчика получить кредит в банке. Проблема в том, что из-за неразвитости рынка, слабого правового обеспечения, отсутствия у разработчиков дорогого производственного оборудования или другого имущества банки не идут на кредитование разработок МОП. Банки не рассматривают интеллектуальную собственность на МОП или даже товарные запасы, имеющиеся на складах, как обеспечение выданного кредита.
Министерство образования и науки могло бы выступить в качестве координатора среди потенциальных заказчиков, собирать пул нескольких вузов и от их имени размещать заказы у разработчиков мультимедийных обучающих программ. От этого выиграют все: разработчики получат гарантированный заказ, а учебные заведения – требуемые обучающие программы по приемлемой цене.
Джавад АВЕТИСЯН, президент издательства «Мультимедиатехнологии и дистанционное обучение»
Комментарии