Цели урока: 1. Познакомить учеников с основными правилами охраны и укрепления здоровья в зимнее время. 2. Показать связь мероприятий по охране здоровья зимой с состоянием неживой природы. 3. Расширить представления детей о своем городе.
Оборудование: 1. Г. Зайцев “Уроки Айболита”. 2. Е. Дерим-Оглу, Н. Фролова “Природоведение и экология”, учебник для 2-го класса. 3. Картинки, изображающие человека, птицу, животное.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Какая была тема на прошлом уроке? (Труд людей в зимнее время).
Возьмите карточку с заданием. Прочитайте. Выпишите только те цифры, под которыми записаны виды работ, которые человек выполняет зимой.
III. Проверка. Прочитайте число, которое получилось. Мы еще вернемся к нему.
IV. Вы отметили те виды работ, которые человек выполняет зимой. А кто помнит, какие 3 срока наступления зимы мы отмечали? (календарный, астрономический, фенологический). Какие бы вы назвали самые характерные признаки наступления зимы?
Ответы учеников
Короткий день, снег, холодная погода. Эти изменения произошли в какой природе? А повлияли ли они как-то на живые организмы? Вот об этом мы и поговорим сегодня.
Я вас просила расшифровать тему сегодняшнего урока.
Кому это удалось?
Заранее детям была дана анаграмма: 1. АОРАХН. 2. И. 3. УЕПКЕРНЕЛИ. 4. ДОЬОЗЯВР.
Что же у вас получилось?
V. Охрана и укрепление здоровья (тема записана на доске).
Укрепление здоровья – это понятно. А от кого или от чего надо его охранять? А так ли важно это – быть здоровым? Для кого?
Действительно, быть здоровым очень важно. Вот послушайте. Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава? Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
А вы согласны с мнением мудреца? Как вы думаете, почему именно зимой надо особенно заботиться о своем здоровье?
VI. На доске три картинки: животное, птица, человек.
Почему я могу сделать так? (Объединить все картинки)
А почему могу сделать так? Животное и птица; человек.
А зачем нужна одежда? Какая бывает? Как вы думаете, что самое главное в одежде? (опрятность).
Давайте вспомним, как нужно ухаживать за одеждой.
VII. Физминутка (с носовыми платочками). Дети показывают, как они стирают, полоскают, отжимают и т.д.
VIII. Отличается ли одежда в разные времена года?
Покажите, как должны одеваться люди в разные времена года? Как должны одеваться люди зимой? (Тепло, но так, чтобы не было жарко). Одинаковой ли должна быть одежда для прогулок и игр зимой?
Мальчик собирается кататься на лыжах, а девочка пойдет гулять в парк. Помогите им выбрать подходящую одежду. Какой же должна быть одежда для игр? Для прогулок?
IХ. Какой детали одежды нет ни у мальчика, ни у девочки, а иметь это надо обязательно? (Варежки).
Что может произойти, если не защитить руки от холода?
Х. Откройте книг (Г. Зайцев “Уроки Айболита”) на стр. 33.
Чтение глав “Отморожение” и “Первая помощь”.
Что же надо делать, если вы замерзли?
ХI. Дежурный приносит в класс письмо в большом красочном конверте и посылку.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я случайно узнал, что на уроке природоведения вы будете говорить о здоровье и его укреплении. А знаете ли вы, какая опасность подстерегает людей в зимнее время?
Ангина и грипп начинаются с головной боли, высокой температуры. Першит в горле, появляется насморк.
Я вам сейчас дам несколько советов, чтобы не заболеть.
1. Одеваться так, чтобы было тепло, а не жарко. 2. Не ходить в промокшей обуви. 3. Не есть снег. Не пить холодную воду, если вспотели. 4. Не ходить без головного убора и не снимать его на улице, даже если стало жарко. 5. Соблюдать режим дня. 6. Есть пищу, в которой много витаминов.
А я вам, дорогие ребята, посылаю маленький подарок – детские витамины и маленькую аптечку. Всего вам доброго. Не болейте. Ваш доктор Айболит.
То, что советует нам доктор, называется профилактикой. (На доске карточка со словом ПРОФИЛАКТИКА).
Но может случиться так, что у вас появились признаки болезни, а дома нет никого.
Давайте прочитаем, что же надо делать в таком случае.
ХII. “Уроки Айболита”, с. 10.
Вспомните, какое число у вас получилось, когда вы работали с первой карточкой: 423-09-89.
Это телефон заведующей детской поликлиникой.
Как вы думаете, какой человек меньше болеет?
Тамара САКУЛИНА
Ломоносов,
Санкт-Петербург
Комментарии