В России лишь 20% образовательных учреждений дают качественное образование, и только 25-30% из них являются современными научно-исследовательскими центрами. Плата за обучение во многих вузах стала самоцелью и не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг. Статистика говорит, что сегодня 56% студентов российских вузов получают образование на платной основе. При этом норма 170 бюджетных мест на 10000 населения, утвержденная законом, должна оставаться незыблемой при любых образовательных реформациях.
На этом акцентировал свое выступление Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывший заседание Научно-экспертного совета на тему «Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы».
Начальник отдела общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Ирина Тараданова коснулась основных проблем, которые требуют решения в рамках разработки новых образовательных стандартов. Тараданова затронула вопрос обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Об устранении этого элемента, о чем в последнее время много говорят, речи быть не может. В то же время описание обязательного минимума уже давно приняло гипертрофированные формы. Минимум превратился в чрезвычайно подробное, детально регламентируемое предписание. Примерные образовательные программы и учебные планы давно стали обязательными, а жесткая регламентация учебного процесса свела к минимуму самостоятельность образовательных учреждений.
Еще один важный вопрос – это выделение содержательного ядра, фундаментальных разделов и курсов, которые имеют определяющее значение для формирования личностных и профессиональных качеств школьников и студентов. Вокруг этих «ядерных» тем и формируется содержание образования. На их фоне возникает возможность варьировать теми фрагментами образовательных программ, которые не имеют решающего значения в обучении.
Еще одна проблема, связанная со структурой федерального компонента – это требования к уровню подготовки выпускников. Эта позиция формулировалась в стандартах довольно коротко и абстрактно. Требования в большей степени носили декларативный характер и не могли служить инструментом контроля качества подготовки выпускников. Важным моментом, усиливающим роль требований к уровню подготовки выпускников школ, сегодня рассматривается единый государственный экзамен. При всей ограниченности механизма и организационных трудностях ЕГЭ позволил ввести более четкие критерии оценки уровня подготовки выпускников.
По мнению Тарадановой, планируя работу над стандартами нового поколения, нельзя не учитывать вопрос о введении в России обязательного 11-летнего образования. Мировая практика показывает, что девяти лет явно недостаточно для освоения в полной мере основного общего образования. Обязательная 11-летка будет способствовать формированию у школьников целостной картины мира, позволит шире использовать линейный, а не концентрический тип построения программы общего образования.
С критическими замечаниями выступила сенатор от Республики Тува Людмила Нарусова. Она считает, что ведомства, занимающиеся разработкой образовательных стандартов, слишком увлеклись. Складывается впечатление, что весь потенциал Минобрнауки направлен на выработку стандартов, методических указаний, отнимающих огромное количество времени и энергии, но КПД которых далеко не всегда положителен. Нарусова обратилась к реальной жизни. Когда мы хотим показать незаурядность личности человека, мы говорим: он нестандартно мыслит. Почему же мы, желая воспитывать в подрастающем поколении нестандартные личности, пытаемся загнать детей в прокрустово ложе тех стандартов, которые мы им навязываем? Избыточный крен на выработку стандартов нивелирует понятие подготовки личности. Это связано и с единым экзаменом, о котором сейчас так много разговоров. Задания ЕГЭ по большому счету рассчитаны на память, а не на развитие интеллекта и умение мыслить.
Комментарии