Одна из основных целей преподавания русского языка – стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. И учителя-словесники стараются уделять особое внимание речевой направленности курса русского языка. К концу девятого класса учащиеся должны правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения и соблюдать нормы русского речевого этикета, который мы начинаем изучать с 5-го класса по программе «Культура общения». Речевой этикет – это правильное употребление в повседневной речи таких слов, как ПОЖАЛУЙСТА, СПАСИБО, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ДО СВИДАНИЯ. Эти слова дети слышат и произносят довольно часто, но есть достаточно много слов и словосочетаний, с которыми они знакомятся именно на наших уроках. Например, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПОЗВОЛЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и другие. Мы читаем художественные произведения, в которых герои говорят красиво, выразительно и грамотно, что является примером для ребят. Слыша грамотную речь, хочется и самому так разговаривать.
Учителям на уроках русского языка, литературы и основ русской словесности (этот курс у нас ведется в старших классах) необходимо создавать благоприятные условия для творческой активности учеников при создании собственных высказываний и текстов, для формирования навыков публичных выступлений и умения вести учебный диалог. Важно на каждом уроке предусмотреть работу по орфоэпии и развитию речи. Кстати, орфоэпия ребятам очень нравится, им интересно сравнивать правильное ударение в словах с общеупотребимыми вариантами, узнавать, что правильно говорить не звОнит, а звонИт, не повтОрит, а повторИт, не клАла, а клалА, и конечно, обеспЕчение, а не обеспечЕние, как любят произносить многие наши политики. На уроках основ русской словесности (автор Раиса Ивановна Альбеткова) мы знакомимся с различными художественными произведениями, в которых оцениваем их языковые средства, а потом составляем собственные тексты с использованием знаний о языке. Дети пишут и прозаические тексты, и стихотворные, и даже эпиграммы. Овладевая важнейшими нормами употребления литературного языка и его богатейшими выразительными возможностями, они учатся адекватному речевому поведению, учитывая, с кем говорят, с какой целью, где, когда и как. Тем самым культура речи помогает ученику вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, готовит к успешной работе в будущей жизни. Галина КИРЬЯНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж
Комментарии