В наше время понятие «социализация детей и подростков» стало так широко употребляться, что его можно встретить практически везде и всюду – в социологических исследованиях, в психологических и педагогических трудах, в исследованиях по криминалистике и социальной работе. Однако как должна проходить эта самая пресловутая социализация, как обычно, знают все и не знает никто. Но мы уверены, что археологическая экспедиция – это великолепная возможность для подростков пожить взрослой жизнью, да еще и в непривычных для большинства из них полевых условиях.
Вот уже 21 год школы Западного округа Москвы сотрудничают с Институтом археологии Российской академии наук. Из года в год палаточный городок неизменно вырастает в разных живописных местах нашей страны. За это время мы с ребятами побывали и в Курской, и в Белгородской, и в Тульской, и в Липецкой областях, а последние три года помогали исследовать археологические памятники в Мичуринском районе Тамбовской области. В организации летнего отдыха детей существенную помощь оказал директор столичной школы №590 Алексей Викторович Беспалов.Этим летом, как всегда, ребята работали наравне с взрослыми на раскопе, дежурили по кухне, помогали обеспечивать экспедицию водой, а иногда и дровами, ставили лагерь, стирали и убирали, были на полном самообслуживании. В общем, испытывали все то, чего, возможно, не хватает городским, воспитанным на фастфуде и игровых приставках, детям. Главное в экспедиции – это работа на раскопе, а этому надо научить. Первоначально на поверхности будущего раскопа колышками размечаются квадраты размером 2х2 метра. Это необходимо для того, чтобы поставить находки на план раскопа. Культурный слой, в котором и залегают древние вещи, копается тонкими срезами по слоям толщиной 10 или 20 сантиметров, чтобы не пропустить находки. Массовый материал (обломки древних сосудов, кости животных) раскладывается в пакеты по участкам и глубинам культурного слоя. Особое внимание уделяется скоплению находок, развалам сосудов, остаткам жилищ, хозяйственным ямам и другим сооружениям, погребениям. Здесь работа ведется в основном ножами, совками и кисточками, и работают преимущественно девочки. Всем на раскопе руководят начальник экспедиции доктор исторических наук Андрей Михайлович Обломский и бывший выпускник школы №590, а сейчас учитель истории и специалист-археолог Кирилл Иванович Масленников.Пока на раскопе идет работа, в лагере кипит своя жизнь. Прежде всего трудится камеральная лаборатория, или попросту – камералка, где весь найденный материал тщательно моется, сушится, шифруется (тушью наносится номер раскопа и квадрата, глубина залегания), описывается, реставрируется. И здесь нужна не мужская залихватская удаль и сила, а женское терпение, аккуратность и внимательность. Именно на камералке, которую возглавляет учитель истории школы №590 Вера Михайловна Обломская, ребята могут увидеть все, что было найдено в экспедиции.Отдельное царство – кухня, где с утра и до вечера хозяйничают взрослые и дети-дежурные. Здесь режут, месят, варят. А еще накрывают на стол и бесконечно моют грязную посуду. У ребят есть повод для гордости. Не каждый родитель может похвастать тем, что накормил несколько десятков человек четыре раза в день и сам перемыл за ними гору посуды, причем делается это в любую погоду. Работа на раскопе не из легких. Изнурительная жара, постоянное внимание, «недремлющее око» начальника. Очень хочется наших тружеников порадовать чем-то вкусненьким. Есть в экспедиции такое замечательное понятие – перекус. Его ждет вся раскопная команда. Мы стараемся преподнести сюрприз, и поэтому дети гадают, что же это будет. Импровизированная шаурма, пицца, бутерброды, гамбургеры… Все это не мечта голодного воображения, а реальность. Несмотря на ограниченные возможности, в полевых условиях умудряются все это приготовить учитель истории школы №843 Арина Владимировна Комендантова и учитель математики школы №590 Надежда Алексеевна Газарян. Каждый год к нам приезжают бывшие ученики, ребята и девчонки, повзрослевшие в экспедиции, окончившие школы, теперь уже студенты, но все еще и навсегда – наши! Ну как же можно не помнить ежевечерние песни у костра, игры в футбол, волейбол, картошку, всеми любимую «Мафию»! Ну а как же можно забыть родную штыковую и совковую лопаты, квадраты и бровки, купание в реке и посвящение в археологи!Полевая экспедиция заканчивается очень быстро. Потом пишутся отчеты, реставрируются находки, издаются толстые монографии. Для ребят очень важно самим почувствовать, что такое находка, найти самим древние вещи, ощутить историю через слои, черепки, украшения и т. д., то есть через древность. Очень важно, что они приобретают новых друзей, причем не виртуальных, а совершенно реальных, живых, которые умеют смеяться и грустить, петь песни и вести долгие задушевные разговоры у костра и в палатке. Наши ученики учатся дружить и общаться, понимать окружающий их мир и приучаются к труду и взаимопомощи. И так здорово, что кроме этого все, что они делают в экспедиции, приносит ощутимую пользу нашей российской науке с прекрасным именем АРХЕОЛОГИЯ.У прощального костра делятся своими впечатлениями о жизни, прожитой в экспедиции, те, кто был здесь первый раз. Вот их мнения. «Первые три дня я думал, когда же это закончится, а потом очнулся, когда до конца экспедиции осталось всего два дня. Уезжать не хочется» (ученик 8-го класса Федор Никитин). «Было непросто, но мы здесь научились преодолевать трудности вместе, здесь я нашла настоящих друзей» (ученица 8-го класса Карина Морозова).«Очень вкусно кормили. Было весело у костра, спасибо старшим ребятам за песни под гитару, а посвящение в археологи было просто незабываемым» (ученик 8-го класса Андрей Боронин).«Было здорово. Как и большинству ребят, мне хотелось бы сюда вернуться» (ученик 8-го класса Клим Каранин).Что же заставляет ребят сюда возвращаться? Вот мнение Натальи Тихомировой, выпускницы Московского педагогического государственного университета: «Одних привлекает независимость от опеки родителей и возможность участвовать во взрослом деле, где востребованы полученные ими навыки на раскопе. А главное – мы живем общиной, где все работают в соответствии со своей квалификацией, обеспечивая свое звено в общем деле. И получается, что каждый заботится обо всех, а все – о каждом».В заключение несколько сухих фактов. В 2015 году Раннеславянская экспедиция Института археологии РАН проводила раскопки поселения Стаево-4 со слоями VI-VII веков н. э. При участии школьников было вскрыто около 500 кв. м. Поселение представляло собой специализированный металлургический центр, где получали железо из руды и занимались его первичной обработкой (очищением от шлаков, ковкой), но при этом занимались также и обычными для того времени домашними промыслами. Исследованы несколько сооружений, в т. ч. и связанных с производством металла, погреба – хранилища продуктов питания, очаги. Находки представлены керамикой, орудиями труда и предметами быта (ножами, инструментами для работы по металлу, рыболовными крючками, пряслицами для веретен, грузилами для ткацких станков, обломками зеркал), деталями поясных наборов, предметами вооружения, украшениями из бронзы и серебра. Поселение было покинуто в конце VII – начале VIII века. Полученные на памятнике материалы и коллекция находок существенно пополнят наши знания о занятиях и быте славян, населявших Верхнее Подонье в раннем Средневековье. А для ребят слова о любви к Родине не будут громким лозунгом, а приобретут реальное значение и глубокий смысл.Надежда ГАЗАРЯН, учитель математики средней школы №590, Арина КОМЕНДАНТОВА, учитель истории средней школы №843, Вера ОБЛОМСКАЯ, учитель истории средней школы №590, Москва
Комментарии