В наше время одаренность – явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, так как речь идет о людях, изменяющих, обогащающих и украшающих нашу жизнь. Но чтобы из одаренного ребенка вырос одаренный взрослый, обществу необходимо заботиться об организации системы воспитания и обучения одаренных детей. Следует заметить, что процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых. Перед практиками всего мира остро стоит проблема «затухающего таланта», «заблокированной одаренности». Работа с одаренными детьми на протяжении десяти лет дает мне основание говорить о необходимости безотлагательного решения проблем одаренного ребенка, о необходимости развития творческой активности учащихся.
Мне понятна и близка точка зрения психолога Ревеша: «Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов. Для этого же необходимо их раннее узнавание». Я бы добавила, что необходима целенаправленная педагогическая поддержка, помощь в создании условий для естественного роста и созревания одаренности ребенка, помощь в выборе своего собственного пути. Я всегда помню слова И. Шевелева: «Выращивать таланты – значит не выпалывать их».
Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, – это и есть единственная педагогическая цель.
Много лет назад, когда я пришла работать в физико-технический лицей, передо мной естественным образом встали вопросы: чему я могу научить одаренных детей? Как работать и строить с ними отношения? Чем они отличаются от других детей?
Для начала я узнала, где проводятся курсы для учителей, работающих по программе углубленного изучения физики. Далее занялась самообразованием: пополняла свою библиотеку книгами по предмету, по педагогике, по психологии, читала, размышляла, советовалась с коллегами. Мне интересно было самой ответить на вопрос, что же такое одаренность. Определение одаренности исключительно важно – от этого зависит, кого и на основании каких критериев школа будет отбирать в специальные программы, как будет обучать, на какие способности или особенности своих учащихся учитель будет обращать внимание. Таким образом, для разработки технологического обеспечения развития одаренности учащихся следует определить, что мы берем за основу одаренности.
Первоначально все строилось на единственном показателе – интеллекте. Его трактовали как единственный фактор, определяющий одаренность.
Существенный вклад в рассмотрение одаренности был сделан отечественным психологом Б.М. Тепловым. Он определил одаренность как индивидуальное сочетание способностей, позволяющих человеку на качественно ином уровне приобретать навыки и умения и реализовывать их в успешной деятельности. Таким образом, Теплов подчеркнул, что одаренность развивается на основе врожденных задатков и в условиях конкретной деятельности.
Среди последних научных разработок выделяется концепция А.М. Матюшкина о творческой одаренности. По мнению автора, в основе одаренности лежит творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности. Заложенный в ребенке с рождения, он развивается по мере взросления. Наиболее общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность.
С моей точки зрения, одаренность – это интегральность качеств, ярко проявляющихся в познавательной, эмоционально-потребностной и волевой сферах.
В настоящее время принято следующее определение одаренности: «Одаренными или талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из областей…»
Принципиально важной особенностью этого определения является то, что признаются и рассматриваются дифференцированно различные виды одаренности – интеллектуальная, академическая, спортивная или психомоторная, художественная, которые сравнительно легко определяются учителем; кроме этого, существует творческая и лидерская или социальная одаренности, которые с трудом обнаруживаются и принимаются в школьной практике.
Следует иметь в виду, что любая одаренность, в том числе и творческая, не может существовать без ярко выраженной, устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиваться на пустом месте, только на основе любимой ребенком деятельности. Проявлением одаренности являются любознательность, познавательная потребность, дивергентное мышление, сверхчувствительность к проблеме, богатое воображение, изобретательность, способность к прогнозированию, широта и глубина интересов, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, критическое мышление и как результат – способность к оценке вообще и способность к оценке собственной деятельности, хорошее чувство юмора.
На начальной стадии каждое из отмеченных качеств может быть развито не в полной мере. Дальнейшие систематические занятия, работа с преподавателем и психологом призваны развить их и поднять до наивысшего уровня.
Второй важной особенностью определения является то, что одаренность рассматривается и как достижение, и как возможность достижений. Таким образом, я определила для себя цель – заботиться о постоянном развитии творческого потенциала ребенка, создавать для этого необходимые условия.
Мой жизненный и педагогический опыт показывает, что наличие интеллектуальных экстраординарных качеств не гарантирует реализацию способностей. Необходимо взаимодействие нескольких условий, включающих внутренние и внешние факторы. Если к внутренним факторам относятся общие и специальные способности, а также личностные, волевые качества, то к внешним следует отнести окружение, соответствующее развитию способностей, культурно-образовательные условия, в которых живет ребенок, эмоциональную атмосферу окружения, специальные учебные программы.
Выявление одаренности – сложнейшая задача, требующая специальных знаний, умений, участия психологов. Умственные, творческие способности людей неравны, и отличия проявляются уже в детстве, в школе. И важно не пройти мимо одаренного ребенка. С этой проблемой сталкивается практически каждый учитель, и я поняла, насколько важно знать перечень признаков одаренности, позволяющих осуществлять диагностику одаренных, насколько полезны результаты собственных наблюдений, программы развития одаренных детей.
В работе с учащимися, у которых сформировался глубокий и устойчивый познавательный интерес к учебному предмету и достигшими высоких результатов в учении, важной задачей учителя становится развитие их творческих способностей. Работа с одаренными детьми должна вестись по специальной программе, иметь учебно-методическое обеспечение, в целом базироваться на некоторой системе научных принципов.
Необходимо отметить, что строится эта работа на фундаменте углубленного изучения предметов, но отличается целями, содержанием и методами. Работа может успешно осуществляться по нескольким направлениям, что подтверждается практикой организации учебно-воспитательного процесса физико-технического лицея №1 города Саратова, где я работаю с 1989 года.
Цель учебного заведения – не просто передать знания законов природы, а сформировать у учащихся единую естественно-научную картину мира, подготовить широко образованных людей, имеющих свою собственную точку зрения о природе вещей, систематическое представление о мире. Вместе с тем учащиеся должны иметь навыки самостоятельной работы, уметь работать с технической литературой, справочниками, владеть способами и техникой измерений.
Я работаю по программе, принятой в лицее в 1990 году и мною модифицированной. Для спецкурсов и кружка мною написаны специальные авторские программы, в которых наряду с формированием теоретических знаний особое место отводится решению задач, что содействует формированию приемов широкого переноса знаний в новую ситуацию.
Для этого в 2003 году мною подготовлены спецкурсы «Мы учимся решать задачи», «Олимпиадные задачи». Первый спецкурс раскрывает творческую «кухню» физика, решающего реальные задачи; знакомит с приемами и методами решения задач, на основе которых возникает и развивается интуиция. Ребятам рекомендуются для прочтения и обсуждения статьи из журнала «Квант».
На занятиях подробно на многих примерах рассматривается метод подобия, метод размерности, метод аналогии, оценка физических величин, прививаются навыки работы с графиками, рисунками, справочниками.
Таким образом, в первую очередь я вооружаю ребят методикой решения, которую учащиеся могут использовать при решении задач различного рода (и не только физических).
Второй спецкурс посвящен более сложным задачам, комбинированным, содержащим сведения из различных разделов. Ребята получают ряд навыков по применению стандартных методов решения задач повышенной сложности.
Особенность программ состоит в том, что физика изучается как наука экспериментальная, что на протяжении всего времени обучения в лицее изучение физики не носит формального характера, а законы возникают как результат обобщения большого числа наблюдений и опытов, в которых учащиеся принимают непосредственное участие, как бы открывают и формулируют эти законы.
Значительная часть учебного времени отводится экспериментальной работе как при выполнении фронтальных работ, так и работ постоянно действующего, специально созданного физического практикума. Изучение курса сопровождается решением большого числа задач. Моя цель – сделать так, чтобы школьники не слушали о том, как решают задачи, а воспринимали решение задач, как естественную форму работы физика.
Высокая активность и самостоятельность учащихся проявляется при выполнении ими творческих экспериментальных заданий на уроках физического практикума и кружках, где вырабатываются умения и навыки работы с приборами, обрабатываются и анализируются результаты. Темп выполнения работы диктуется учеником, успех выполнения задания, его развивающее значение зависит от сложности поставленной задачи, от навыков и умений учащихся. Кроме того, рядом есть преподаватель, готовый умело помочь. При этом осуществляется сотворчество, взаимодействие и равноправие участников образовательного процесса.
Наряду со специализированными учебными программами для классов с отобранным составом учащихся существуют учебные программы для индивидуального обучения одаренных школьников, учитывающие своеобразие способностей, личностные характеристики, обеспечивающие индивидуальный темп обучения и определяющие меру учебной нагрузки.
При составлении подобных программ я использую советы школьного психолога, с которым работаю в тесном контакте. Мониторинг, проводимый ею среди учащихся, дает мне возможность постоянно корректировать свою деятельность, обращать внимание на трудности, испытываемые учащимися в учебном процессе, учитывать возрастные и личностные особенности подростков.
Хочу подчеркнуть, что индивидуальные программы не тормозят познавательное и личностное развитие одних и не создают физических, психологических перегрузок у других.
Второе направление моей работы предполагает вовлечение одаренных учащихся в исследовательскую деятельность, помогающую достигнуть более высокого уровня знаний, в овладении способом самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Овладение этим способом раскрывает возможности для использования знаний в поиске решения, формирует навыки видения новой проблемы в знакомой ситуации.
Для этого учащиеся вовлекаются в различные виды творческой деятельности через уроки, спецкурсы, кружки, факультативные занятия, научное общество, самостоятельную работу.
Часто у одаренных детей возникает потребность задержаться, сосредоточиться на заинтересовавшей его проблеме, стремление в ней разобраться. Урок в 40 минут порой не позволяет это сделать, и тогда есть возможность вести эту работу дальше: самостоятельно дома, на факультативах для более узкого круга, где читаются мини-курсы по интересующим школьников проблемам, наконец, индивидуально в школе с наставником, а иногда и в лабораториях физического факультета университета с университетскими преподавателями. Выполненную работу можно представить на ежегодной городской научно-практической конференции. Кроме того, ежегодно университетом проводится научно-практическая конференция для студентов и аспирантов с приглашением школьников. Темы докладов, сделанных учащимися ФТЛ №1 на студенческой конференции факультета нелинейных процессов СГУ, проходившей в апреле 2004 года, звучали так: «Исследование генератора пилообразных колебаний с модулируемым порогом срыва», «Исследование логистического отображения под воздействием периодических сигналов», «Компьютерное исследование динамики шарика, прыгающего на колеблющейся плите».
Очевидно, что подобные программы ориентированы на более сложный материал, направлены на увеличение знаний в конкретной области, на развитие умственных операций. Совместная длительная работа ребенка с индивидуальным руководителем ведет к передаче знаний, профессиональных навыков, умений. Потребность в тесных личных связях, которые не ограничиваются уроком, кружком, велика у одаренных детей. Как показали исследования зарубежных психологов, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе и, более того, в разных учителях. Одинаково важно общение и с учителем на уроке, со студентом, научным сотрудником, преподавателем кафедры. Такое межличностное общение часто носит форму совета, подсказки, помощи.
Индивидуальный руководитель, наставник, ментор, заботящийся о развитии специальных способностей незаурядных школьников, вносит глубину и сложность в содержание интересующего ребенка предмета.
Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании одаренности к любой деятельности. Развитие воображения служит предпосылкой формирования многих одаренностей. Воображение можно и нужно тренировать. В свое время В.А. Кан-Калик заметил, что творчество всегда представляет решение сложной мыслительной задачи.
Учить ребенка видеть и подмечать, радоваться найденному решению – в этом одно из главных направлений высшей технологии в образовании. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», – говорил Платон.
Использование такого средства, как задача, позволяет учителю развивать личность самого ребенка. Задача как средство ничуть не уступает по своим творческим возможностям диспуту, дискуссии. Я придерживаюсь позиции Л.М. Фридмана, отождествляющего задачу с ситуацией, в которой обеспечивается позиция ученика как соучастника научного поиска.
Использование задачной ситуации позволяет реализовать личностно-ориентированный подход: одним учащимся необходима помощь, подсказка, другим – лишь одобрение их деятельности, в работу третьих я не вмешиваюсь никак, более того, вмешательство недопустимо, ибо у ребенка выстроилась постановка проблемы, наметились пути ее решения и есть желание самому получить результат и его осмыслить, проанализировать.
Создание задачной ситуации прослеживается и в процессе проверки усвоения знаний в виде вопросов, и в процессе изучения нового материала в виде проблемы, поднятой учителем во время лекции, беседы, на этапе закрепления знаний и в содержании домашней работы.
Нетрадиционный подход к решению домашнего задания заставляет ребят по-новому осмыслить работу в классе, постараться найти новые связи между явлениями, разобраться в процессах. Но это не только более трудоемко и сложно, чем простое решение задач, но и гораздо интереснее, ведь предполагает не только изложение традиционного взгляда, а дает возможность каждому проявить индивидуальность.
Любой учебный предмет, изучаемый в школе, при условии его квалифицированного преподавания, может бороться с равнодушием, развивать, пробуждать источник света в душе каждого ребенка, побуждать звучать душу.
На мой взгляд, именно физика обладает особыми возможностями для развития одаренности детей.
Какой бы род деятельности учащийся ни избрал в будущем, навыки системного мышления ему пригодятся всегда. Физика наряду с другими фундаментальными науками позволяет сформировать и развить логическое мышление: умение построить модель явления (причем необязательно физического), умение правильно разобраться в условии задачи и построить алгоритм ее решения, найти оригинальные и неожиданные решения, предсказать возможные последствия действий до их осуществления.
Я считаю, что если учитель хочет поощрять креативность и помогать развитию творческих возможностей учащихся, ему необходимо включать в свой арсенал такие задания, которые бы допускали и стимулировали творческое мышление, давали учащимся возможность применять и демонстрировать их творческий потенциал, индуцировали увлекательный учебный труд, приводящий к открытиям и индивидуальным достижениям.
Именно поэтому в процессе обучения физике, математике необходимо решение нестандартных задач, составление задач самими учащимися и включение их в поисковую, исследовательскую деятельность. У нас с ребятами сложилась замечательная традиция проводить олимпиады, составленные самими учащимися. Замечу, что этот труд ученика и учителя требует глубокого освоения материала, кропотливой работы над условием задачи, сотворчества.
Основная особенность обучения одаренных детей заключается в распределении учителем времени на разные виды активности. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше объясняют, меньше дают информации, реже решают задачи за учащихся, они позволяют делать это самим ученикам. При этом всегда могут оказать своевременную поддержку в успешном продвижении ученика к намеченной цели.
Этапы, фазы творческого процесса рассматриваются многочисленными авторами по-разному, однако все выделяют в качестве первого этапа осмысление необходимых и достаточных условий решения задачи, постановку множества вопросов, с помощью которых исследуется проблема, выделяется и фиксируется неизвестное, формируется гипотеза, осознается ход решения.
Мой опыт работы показывает, что помимо задач, содержащих вопрос, существует большой класс заданий, в которых постановка вопроса отсутствует и цель не дана с самого начала или же является неопределенной, допускающей различные толкования. В таком случае учащемуся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос, поставить задачу. Разве это не творчество?
Учителя одаренных детей больше задают дивергентных – открытых – вопросов, которые стимулируют обсуждение, провоцируют ребенка уходить за пределы первоначальных ответов, за рамки первоначальной задачи. Именно вопрос выступает как творческое начало деятельности учащегося, и потому очень важно именно у старших школьников сохранить и развить желание ставить вопрос, проблему, участвовать в дискуссии, в проблемном диалоге.
Таким образом, ребята работают сами, а не получают знания в готовом виде, их творческий потенциал развивается и воплощается в усилии, направленном на достижение ранее недостижимого, на устремление за границы самого себя. При этом человек проявляет свой творческий потенциал и одновременно его наращивает.
Важна специальная система заданий, которая, будучи основана на фундаменте знаний по предмету, будет создавать условия для самостоятельных поисков и действий учащихся, для развития творческих способностей. Так, для развития творческих способностей в области физических знаний я использую модель, предложенную Д.Б. Богоявленской, представляющую собой систему однотипных задач, содержащих ряд общих закономерностей.
Процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Однако познавательный поиск не ограничивается решением задач. Учащиеся формулируют закономерности, выходят за пределы заданного, выходят в область «сверх того», и это «сверх того» и определяет творческий статус деятельности.
С моей точки зрения, другим достаточно эффективным направлением развития мышления, креативности является использование научных парадоксов. Академик Л.И. Мандельштам оценил роль парадоксов не только в развитии науки, но и в педагогической практике, в создании физической картины явления.
За много лет работы сделала вывод, что на уроках и факультативных занятиях наибольший интерес у учащихся вызывают задачи-оценки, позволяющие чередовать различные умственные операции, требующие повторения пройденного и постоянного привлечения знаний смежных дисциплин.
Несомненным преимуществом в развитии креативных способностей учащихся обладают творческие задачи, сущность которых, по мнению В.Г. Разумовского, заключается в том, что в них «сформулировано определенное требование, но отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания для решения. В творческой задаче необходимо найти принцип решения».
Учителю, работающему с одаренными детьми, следует помнить, что всякий раз, когда мы учим ребенка, следует предоставить возможность ребенку стать конструктором своего образования, помочь ему в выборе своего собственного пути – именно это и есть главное в работе учителя с одаренными детьми.
Людмила ПРАВДИНА, учитель физики физико-технического лицея №1 города Саратова, учитель года Саратовской области-2004
Комментарии