В Московском городском Доме учителя с успехом прошла премьера спектакля по пьесе Эдуардо Де Филиппо «Неаполь – город миллионеров» в постановке главного режиссера Народного театра Виктора Садовского.
Пьеса старая, незатейливая и вроде бы о тех временах, которые уже давно прошли и не должны нас волновать. К тому же дело происходит в Италии. Что нам Италия, когда живем в России? Но удивительным образом зал, заполненный до отказа московскими педагогами, вдруг начинает понимать, почему это драматическое произведение итальянского классика – произведение на все времена.
Идет война, трамвайщик Дженнаро Йовино (Сергей Суворов) потерял работу, и ему нечем кормить свою семью, в которой трое детей. Но глава семейства не действует, а произносит страстные монологи, призывает близких сохранять идеалы, что не мешает ему совершать не вполне праведные поступки, например, украдкой съедать то, что предназначено сыну. За выживание борется жена (Наталья Казанцева), которая вынуждена открыть маленькую кофейню, а потом и спекулировать, как сказали бы раньше, дефицитом – продуктами. Ее бизнес потихоньку расширяется, ее компаньон, прозванный Красавчиком, достает все новые и новые товары. И вот уже Амалия Йовино становится ростовщицей, она, не колеблясь, отнимает квартиры у бедняков, и призывы к совести и благородству бухгалтера Риккардо Спазиано (Анатолий Арзинба) не вызывают в ней никакой ответной реакции. Семья Йовино меняется на глазах: становится автомобильным вором сын Амедео (Василий Болдицин), любовницей английского солдата – дочь Мария Розария (Елена Кулепетова), похоже, кроме денег, семью больше не интересует ничто, даже рассказы отца, вернувшегося из немецкого плена и пытающегося поведать им о пережитых ужасах войны.
Семью отрезвляет горе: болезнь младшей дочери. Требуется лекарство, но, похоже, Неаполь, ставший городом миллионеров, стал и городом эгоистов: никто из обладателей лекарства не хочет помочь Йовино. У Амалии много денег, она готова отдать их, но деньги в этой ситуации практически ничего не значат. Значит другое, нечто большее, но этого другого у семьи уже нет. Зато хватает у нищего бухгалтера Спазиано, который, несмотря ни на что, сохраняет благородство и помогает семье, попавшей в беду.
История простая, но рассказана она с таким изяществом, с таким талантом, что можно от души поздравить и в целом Дом учителя, и, в частности, Народный театр с большой творческой удачей. И выбор пьесы удивительно уместный, и режиссура Садовского, как всегда, отменна. Но главное, конечно, это блестящее исполнение ролей. Звезды спектакля – Наталья Казанцева, чей мощный талант совершенно неожиданно проявился в полной мере, и Сергей Суворов. Еще раз подтвердила свое высочайшее мастерство еще одна талантливая актриса – Вера Новикова, исполнившая роль соседки донны Пепенеллы. Обычно в самодеятельных театрах мало мужчин и мало молодежи. В этом спектакле все наоборот: много мужчин и много молодых исполнителей. Алексей Бубнов, Семен Сутормин, Артем Чеглов, Виталий Шевченко, Василий Левков, Кира Кругликова, Светлана Крупина, Екатерина Матвеева и другие актеры составили такой ансамбль, что невольно возникает уверенность, что в будущем Народный театр заставит говорить о своем творчестве не только педагогическую общественность столицы.
Вот только создается впечатление, что пока Дом учителя не научился гордиться своим театром: спектакли по-прежнему идут не в большом, а в малом зале, где все желающие явно не помещаются, перед началом спектакля по-прежнему нет программок, и имена исполнителей остаются неизвестными благодарному зрителю. Да и афиш о спектаклях в московских школах я что-то не видела, хотя Дом учителя должен был бы быть заинтересован в том, чтобы как можно больше педагогов (а может быть, даже родителей и учащихся, студентов педвузов) посмотрели этот замечательный и такой современный спектакль.
Комментарии