search
main
0

Не все новшества одинаково полезны. Ноу-хау власти оборачиваются оловной болью для правозащитников

На семинаре представители регионов смогли обменяться опытом решения проблем, которые возникают в территориях. Например, в Тюменской области забот профсоюзу прибавило введение нормативного финансирования и отраслевой системы оплаты труда учителей. О том, как эти новшества отразились на работе учреждений образования и областной профсоюзной организации, рассказала главный правовой инспектор Тюменского обкома Светлана ГРИГОРОВА.

На 1 января 2006 года Тюменская областная организация профсоюза состояла из 53 территориальных, находящихся в двух субъектах РФ. Кроме того, мы выделяем для себя юг Тюменской области, хотя официально он не считается самостоятельным субъектом Федерации. В каждой из трех территорий свое законодательство, свое видение построения системы образования, в каждой принимаются неоднозначные муниципальные решения.

Сложность заключается в том, что, кроме меня, в профсоюзе больше нет юристов, поэтому мне одной приходится работать на все три субъекта. Вторая проблема связана с тем, что у нас недостаточно средств, поэтому, на мой взгляд, стоит подумать о более эффективном их использовании. Когда три человека занимаются оргработой, налицо нерациональное распределение обязанностей.

Поскольку у нас такая кадровая расстановка, мы большое внимание уделяем внештатной инспекции труда. При обкоме профсоюза работают 18 внештатных правовых инспекторов. Всю область мы разбили на 13 территориальных зон и за каждой закрепили внештатников. Они проходят обучение при обкоме, мы устраиваем для них практические семинары. Я выезжаю в каждую зону с координатором-внештатником, мы вместе проводим проверки, оформляем документы, а потом ему предоставляется право рассказать о своей работе на совещании правовых инспекторов.

Наша задача – совершенствование правозащитной деятельности в актуальных для нашего региона областях. Это нормативное финансирование и оплата труда, а также сохранение льгот и гарантий работников в связи с реорганизацией учреждений образования в автономные некоммерческие организации.

Перед введением нормативного финансирования в Тюменской области была проведена оптимизация сети учреждений образования и штатных расписаний. За четыре года в регионе закрыли около 100 школ, областной Департамент образования и науки разработал примерные штатные расписания по типам и видам образовательных учреждений. По этим примерным штатам мы потеряли заместителей директоров по воспитательной работе, значительно уменьшилось число педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования. В отдельных случаях, может быть, это и было оправданно, поскольку в некоторых сельских школах количество заместителей директора было доведено до семи, что вряд ли разумно. Кроме того, иногда педагогами-организаторами, социальными педагогами работали люди, не и имеющие специального образования, – ветеринары, торговые работники. Но где-то резали и по больному.

Таким образом, была подготовлена почва для перехода на нормативное финансирование, когда деньги поступают в образовательное учреждение за учеником. Тут возникла очередная проблема, которую мы пока не разрешили – у нас нет ни закона, ни иного нормативно-правового акта о расчете норматива по типам и видам образовательных учреждений. В результате, скажем, в Тюмени возникла такая ситуация, когда две общеобразовательные школы стали выводить разную среднюю зарплату, то есть у них получился разный норматив. Чтобы избежать подобных казусов, приходится применять разнообразные поправочные коэффициенты.

Наше ноу-хау – отраслевая система оплаты труда. С 1 марта 2005 года на нее перешли первые 102 школы, процесс был чрезвычайно болезненным. Тогда еще не были разработаны никакие документы, приказы издавались задним числом, в середине учебного года менялся учебный план, учебная нагрузка и в результате – заработная плата. Гарантированная часть зарплаты уменьшилась по сравнению с тем, что было до перехода на отраслевую систему оплаты труда. Экономисты Департамента образования в ответ на наши возражения всегда говорили: «Почему вы твердите о гарантированной части и откидываете стимулирующую часть зарплаты?!» Мы объясняли, что стимулирующую нужно еще заработать дополнительно.

Фонд оплаты труда муниципального образования исходит из норматива финансирования на одного обучающегося в год для обеспечения реализации стандарта общего образования. От суммы, поступающей в муниципальное образование, муниципалитеты-учредители централизуют на своем уровне 5%. Из этого фонда идет стимулирование по трем показателям: качество работы, состояние здоровья и воспитание школьников. Здесь мы сталкиваемся с «творчеством» властных органов. Поскольку эти 5% взяты из норматива на одного обучающегося, они должны быть в полном объеме переданы школам. Но так как нет никакого нормативного акта для расчета, власти раздают следующие рекомендации органам управления на муниципальном уровне: вы получили деньги, сразу отнимите 5%, а уже затем рассчитайте норматив для каждого образовательного учреждения, тогда вы более свободно будете использовать эти средства. Мы же настаиваем на том, что эти деньги должны вернуться в школу. А сумма получается немалая: за год – месячный фонд образовательного учреждения, который, по нашему мнению, используется не совсем разумно.

В чем мы видим нарушение законодательства? Из фонда муниципалитета стимулируются директора школ, их заместители и главные бухгалтеры. Но работодателями для работников этих категорий остаются все же образовательные учреждения, и премировать их от имени учредителя не совсем правильно. Поэтому мы предлагаем выплачивать премии заместителям и главным бухгалтерам из стимулирующего фонда образовательных учреждений, а учредителю уменьшить этот фонд до полутора процентов.

Как распределяются 95%, поступающие в образовательное учреждение? 30% идет на стимулирование всех работников школы, а 70% – это базовая специальная часть на оплату труда. В свою очередь эти 70% снова разделяются на меньшую и большую части, причем сегодня нам предлагают уже четвертый вариант. На последнем семинаре экономисты департамента рекомендовали 65% закладывать на фонд оплаты труда учителей, а 35% – для административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала и педагогов, не участвующих в учебном процессе. То есть охвачены все штатные работники. Раньше на них выделялось 30%, что было недостаточно, и приходилось постоянно делать доплаты из стимулирующего фонда.

Стимулирующий фонд должен распределяться в полном объеме. Предусмотрено, что из этого фонда должны ежемесячно выплачиваться доплаты за почетные и ученые звания, ордена СССР и РФ. До 2005 года все эти выплаты полностью обеспечивались из областного бюджета, теперь их переложили на плечи образовательных учреждений. Если в школе много «остепененных» и имеющих звания, выплачивать им доплаты уже не из чего, не из чего и стимулировать труд педагога. Поэтому школам становится экономически невыгодно поддерживать педагогов, которые хотят получить более высокие квалификационные категории, или представлять документы для награждения лучших. Сегодня правительство области заверяет, что эти выплаты будут предусмотрены отдельной строкой в областном бюджете, а с бюджета образовательного учреждения эту нагрузку снимут.

Выплата единовременного вознаграждения педагогу по достижении им пенсионного возраста в размере 20 тысяч рублей тоже представляет большую проблему, потому что коллективы у нас в основном пенсионного возраста и выплаты составляют немалую сумму. Средств у школы недостаточно. Сегодня мы решаем вопрос, чтобы на эти цели были выделены дополнительные средства из областного бюджета.

Фонд оплаты труда учителей (65%) распределяется следующим образом: 69% – базовая часть, которая рассчитывается из стоимости ученико-часа и стоимости педагогической услуги, 31% – специальная часть, в которой определены две составляющие: 16% – надбавки и доплаты за заведование кабинетом, классное руководство (проверка тетрадей входит в сложность предмета) и 15% – повышающие коэффициенты.

Заработная плата педагога по предметам рассчитывается, исходя из стоимости ученико-часа, нагрузки конкретного учителя, количества учеников в классе, сложности предмета и квалификационной категории педагога.

Стоимость педагогической услуги рассчитывается так: базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, умножается на 245 – количество дней в учебном году. Полученная сумма делится на количество учеников в каждом из классов, какие есть в образовательном учреждении, на количество годовых часов в базисном учебном плане в каждом классе и умножается на число дней в календарном году. Часто спрашивают, почему идет деление на количество дней в календарном году? Заработную плату учитель получает круглый год. Поэтому стоимость образовательной услуги сознательно занижается, чтобы педагог мог получать деньги равномерно в течение всего года.

Что касается 35-процентного фонда штатных работников, то здесь львиную долю забирает на себя административно-управленческий персонал, поэтому всем остальным остается очень мало. Тут наше ноу-хау таково: заработная плата с 1 января 2006 года не должна быть ниже прожиточного минимума. Это было предусмотрено в постановлении губернатора и распространялось на государственные образовательные учреждения, финансируемые из областного бюджета, далее в каждом муниципальном районе и городском округе были приняты свои решения. Прожиточный минимум меняется каждый квартал, но образовательным учреждениям ежеквартально денег на повышение зарплаты не дают. Прокуратура с подачи профсоюза регулярно выносит представления, но директорам школ негде взять средств на то, чтобы ежеквартально увеличивать зарплату штатных работников до прожиточного уровня.

Заработная плата руководителей образовательных учреждений зависит от средней зарплаты учителей, и, что отрадно, на последнем семинаре экономисты сказали, что среднюю зарплату нужно рассчитывать, исходя из базовой специальной части. До этого за основу брали базовую стимулирующую часть. Зарплата руководителей отличается от зарплаты учителей в полтора-три раза. Скажем, если средняя зарплата – 7000 рублей, то при первой группе оплаты труда зарплата директора будет составлять 21 тысячу рублей. Здесь применяется коэффициент, равный трем.

В связи с тем, что заместители директоров получают большие выплаты из пятипроцентного фонда учредителя, сегодня им рекомендуют устанавливать зарплату на 30-40% меньше, чем у директора школы.

Разработчики отраслевой системы оплаты труда почему-то решили, что подзаконный акт – постановление губернатора – может полностью отменить Трудовой кодекс РФ, все, что предусмотрено по Трудовому кодексу: районный коэффициент, оплата за работу в ночное время, сверхурочные. Посетив территории, я увидела, что расчет зарплаты идет не по фактически отработанному количеству часов, а по штатному расписанию, где первая колонка – это должность, а вторая – прожиточный минимум. Когда я стала разговаривать со специалистами, мне объяснили, что такие рекомендации дают экономисты. Дескать, в прожиточном минимуме все изначально заложено, отдельно мы ничего не рассчитываем. Мы обратились в Тюменскую областную прокуратуру, указав, что в местности с особыми климатическими условиями к зарплате не начисляется районный коэффициент. По сей день эта проблема не решена.

Когда на федеральном уровне бюджетникам с 1 мая повысили зарплату на 15%, в Тюменской области этого не сделали, хотя средства есть, доходная часть бюджета у нас перевыполняется. Экономисты заявили, что эти 15% нужно «вытащить» из стоимости педагогической услуги или из доплат, из стимулирующей части и показать работникам. Я им ответила, что это существенное изменение условий и, если такие шаги будут предприниматься в дальнейшем, я обращусь в прокуратуру. В каждую территорию области мы разослали материал о том, какие права учителя нарушаются при введении новой системы оплаты труда. По гражданско-правовым договорам мы уже подали иски в суд и думаем, что выиграем.

Еще одно новшество – реорганизация детских садов и учреждений дополнительного образования в автономные некоммерческие организации. Финансирование АНО осуществляется в форме государственного или муниципального заказа на предоставление образовательных услуг. То есть детские сады или учреждения дополнительного образования разрабатывают программу и выходят с ней на конкурс. Если они выигрывают конкурс, то их финансируют из бюджета. У «дошкольников» норматив финансирования – 1800 рублей в год на одного ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, что равноценно затратам на двухчасовое пребывание малыша в детском саду. Все остальные расходы автономные некоммерческие организации должны покрывать за счет собственных средств, то есть за счет предоставления дополнительных платных услуг, пожертвований, каких-то имущественных взносов. Здесь возникают большие сложности, поскольку население в основном неплатежеспособное. Поэтому если в образовательных учреждениях говорят, что зарплата учителей повысилась в два раза, то у «дошкольников» и педагогов дополнительного образования она составляет всего 3-4 тысячи рублей.

Когда учебные заведения были госучреждениями, выплаты за ученые степени и почетные звания, единовременные пенсионные выплаты в размере 20 тысяч рублей шли из областного бюджета. Теперь выплаты в АНО производятся только тогда, когда у них есть деньги. В связи с этим к нам поступает масса обращений от работников образования.

Для руководителей АНО не предусмотрены ежегодные оплачиваемые удлиненные отпуска, теперь им положен отпуск только в 28 календарных дней. И, пожалуй, самая большая проблема связана с тем, что пенсионные органы отказывают в назначении пенсий. По каждому поводу нужно готовить исковое заявление и обращаться в суд. Мы уже выиграли пять судебных дел по автономным организациям.

Когда началась реализация национального проекта «Образование», в Уренгое отменили ранее установленные доплаты за классное руководство. Мы вышли на полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе. В Уренгой выехала комиссия, установила факты нарушений, и в результате был снят с должности председатель городского комитета образования. В этом случае мы добились восстановления прав работников.

Мы занимаемся санаторно-курортным лечением, и это у нас получается благодаря финансированию из трех источников. Один источник – это 10 миллионов рублей, которые губернатор выделяет нам в рамках реализации соглашения, на эти деньги мы приобретаем путевки. Второй – соцзащита. Наконец, Управление социального страхования впервые разрешило нам в рамках единого социального налога взять часть средств на санаторно-курортное лечение работников образования. Правда, это не понравилось казначейству, которое стало активно интересоваться, сколько бюджетных средств идет на эти цели. Но я обратилась на федеральный уровень, и мне обещали решить эту проблему в нашу пользу.

В рамках национального проекта мы обратились в правительство Тюменской области с предложением об учреждении грантов губернатора и глав муниципальных образований тем учителям и школам, которые участвовали в конкурсе, но не вошли в федеральный список победителей. 2 июня 2006 года такое постановление было принято.

Я рада, что в области нас наконец стали признавать благодаря ЦК профсоюза, благодаря его правовому отделу. Наши социальные партнеры поняли, что им выгоднее подключать нас к нормотворческой деятельности еще на стадии разработки тех или иных документов. Меня включили в рабочую группу по совершенствованию отраслевой системы оплаты труда. В департаменте появился новый заместитель руководителя по экономике, который понимает все наши тревоги, заботы и в своей работе использует рекомендации ЦК профсоюза.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте