Учитель биологии и химии уфимской школы №95 Федан ГАФАРОВ стал абсолютным победителем 30‑го республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана»-2020. В интервью нашей газете он рассказал о роли учителя в эпоху развития информационных технологий, о том, как работать с родителями учеников, и о многом другом.
– Федан Фаясович, как вы стали учителем? Почему выбрали именно биологию и химию?- Учителем я стал осознанно. Поступал только в педагогический университет. Биология мне очень нравилась в школе, и это заслуга моего учителя Ларисы Рифилевны Стародубцевой, которая привила мне любовь к этому предмету.- Свой профессиональный путь в качестве учителя вы начали на Камчатке. Как вы там оказались и что вам дал этот опыт работы?- После окончания университета я искал работу по профессии, и на мое резюме откликнулся работодатель из Камчатского края. Так я оказался на Камчатке. Самое главное – это бесценный опыт общения с замечательными людьми, в том числе и с педагогами разных образовательных учреждений. Каждый человек учительской профессии, с которым мне посчастливилось познакомиться на Камчатке, был в какой-то степени моим наставником, так как я находился только в начале своего профессионального пути.- Почему вы решили участвовать в конкурсе «Учитель года»? Что было для вас самым сложным на конкурсе?- Решение принять участие в конкурсе было спонтанным, мне предложила попробовать свои силы директор школы Алима Дамировна Салаватова, за что я ей очень благодарен. Мне был интересен сам процесс участия в конкурсе, хотелось поделиться своим опытом с коллегами, а также узнать новое. Самым сложным для меня стал этап «Урок», так как это первый очный этап конкурса и оценивает тебя не только профессиональное жюри, но и дети.- Если в Google задать поиск «Федан Гафаров», поисковик уточняет: «Возможно, вы имели в виду Фидан Гафаров?», намекая тем самым на известного певца и артиста. Чтобы стать учителем года, наверняка тоже надо обладать недюжинным набором способностей и талантов?- Я думаю, самое главное для любого учителя – быть увлеченным и своим предметом, и профессией в целом.- Как вы оцениваете современных учеников, как находите с ними общий язык? Они другие? Вы ощущаете культурный разрыв?- Действительно, современные дети отличаются от людей моего поколения, так же как и мы отличались от своих родителей. И это естественно. Мир меняется стремительно, вместе с ним меняются и люди. Дети стали воспринимать информацию иначе, потому что источников информации сейчас очень много. Культурного разрыва я не ощущаю, поскольку, когда проводишь наибольшую часть своей жизни, работая с теми, кто младше тебя, учишься и развиваешься сам.- Есть мнение, что сегодня в Интернете можно найти любую информацию и блеснуть на уроке знаниями лучше учителя. Как педагогам выдержать эту конкуренцию?- Действительно, в настоящее время роль учителя несколько изменилась. Сейчас учитель уже не является единственным источником информации, потому что дети имеют доступ к огромному количеству информационных ресурсов в сети Интернет. Но современные учителя умело используют эти ресурсы на своих уроках. Учитель – профессия, которая предполагает постоянное саморазвитие, и это позволяет нам оставаться актуальными в нынешних условиях. Учителю необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладевать информационной компетентностью. И современные учителя умеют это делать. Таким образом, о какой-либо конкуренции здесь речи не идет. Важен сам процесс живого общения учителя с учеником.- Мы живем в технологически насыщенном мире. Какие инновационные подходы вы используете в работе с учениками?- Как я уже отметил, каждый учитель использует в своей деятельности современные технологии и методы обучения, способствующие не только формированию предметных знаний, но и метапредметных результатов обучения. Современные уроки строятся на основе деятельностного подхода, они более практико-ориентированы, и поэтому в их структуру легко вписывается использование интерактивных технологий. Например, я часто провожу опрос или закрепление нового материала с помощью заданий, созданных на гугл-формах. Существуют платформы, обеспечивающие возможность проведения экспериментов, которые невозможно провести в школе.- Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ регулярно проводит семинары в рамках Школы молодого педагога. Начинающие учителя отмечают, что одной из основных проблем для них является работа с родителями. Как бы вы посоветовали молодым педагогам взаимодействовать с семьями учеников?- К каждому родителю (точно так же, как и к каждому ученику) необходимо найти индивидуальный подход, что не всегда просто сделать, особенно молодым педагогам, которые младше родителей своих учеников. Родители не всегда воспринимают советы и рекомендации молодого педагога всерьез.Тем не менее между педагогами и родителями обязательно должно быть эффективное взаимодействие, сотрудничество, так как перед ними стоит общая важная цель – воспитание полноценно развитого ребенка. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.- Как вы в целом оцениваете современную систему российского образования, хочется что-то изменить? На какие проблемы учителей, по вашему мнению, государство должно обратить внимание?- Система образования непрерывно адаптируется под реалии современного мира. Что-то удается в большей степени, что-то нужно еще изменить и скорректировать, но в целом необходимости в кардинальных изменениях в настоящее время я не вижу.Государство в последние годы уделяет большое внимание проблемам учителей и принимает меры по улучшению оснащения школ, повышению престижа профессии, а также усилению социальной и материальной поддержки педагогов, в том числе на региональном уровне.- Подытоживая, скажите, что вам дали конкурс и победа в нем?- Участие в конкурсе – это бесценный опыт общения с коллегами, каждый из которых является профессионалом своего дела, возможность профессионального развития. Конкурс стал своего рода способом анализа моей педагогической деятельности, оценки ее эффективности и соответствия современным методам обучения.Уфа
Комментарии