search
main
0

Не вредить себе и миру, или Педагог в роли “адвоката дьявола”

В современном мировом образовании сосуществуют различные подходы к развитию гражданских и правовых ценностей и установок. Они существенно обогащают представления преподавателей о средствах передачи знаний, для улучшения занятий, активизации учащихся.
Сторонником минималистского подхода к воспитанию является известный американский педагог Нел Ноддингс, который предлагает в процессе воспитания ретранслировать прежде всего знания и умения, позволяющие ребятам научиться не вредить самим себе и окружающему миру, проявлять необходимую заботу о себе и близких людях, оказывая всем нуждающимся посильную помощь. Ноддингс полагает, что в процессе гражданского и правового обучения дети должны получить знание о моральной природе человека, освоить умение отделять добро от зла на примере собственного и чужого поведения и способствовать другим людям в стремлении быть нравственными. Основным методом гражданского нравственного воспитания, по мнению Ноддингса, должен стать открытый искренний диалог преподавателя с учащимися, широкое использование учебных игр, моделирования, практической деятельности в процессе воспитания.
Другой подход предлагает Лоренс Колберг, популярный американский психолог, автор теории социализации нравственного поведения, который утверждает, что основной задачей гражданского и правового образования является стимулирование естественного процесса нравственного становления личности. Источником такого совершенствования является взаимодействие человека с общественными структурами, с окружающей средой. Моральное чувство развивается, проходя на своем пути определенные стадии или этапы. Колберг выделяет три основных уровня.
1. Предтрадиционный (наиболее примитивный уровень морального развития).
2. Традиционный или конформистский (средний уровень морального развития).
3. Самостоятельный или принципиальный (наиболее высокий уровень морального развития); причем каждый еще включает несколько этапов становления морального чувства:
1) первому этапу соответствует ориентация личности на возможное наказание;
2) второй характеризуется наивным потребительским гедонизмом, стремлением получить удовольствие;
3) для третьего характерно желание человека поддерживать добрые отношения и получать одобрение окружающих;
4) четвертому этапу соответствует равнение на внешний авторитет;
5) для пятого важной особенностью является мораль, в основе которой лежит признание прав человека и ценности права;
6) шестому этапу соответствует умение личности самостоятельно создавать собственные моральные принципы и их соблюдение, отождествлять себя с другими людьми, заботиться об их благе, руководствоваться в своих решениях и действиях высокими гуманистическими ценностями.
По мере того как человек взрослеет, его нравственное чувство, как и интеллектуальные способности, изменяется и становится более развитым и все меньше зависит от возраста. Колберг считает, что у детей следует развивать нравственные ценности высокого уровня на основе понимания комплекса причин, влияющих на их поведение. По мнению ученого, моральное воспитание стимулирует естественное развитие собственных моральных суждений ребенка, что помогает ему в дальнейшем использовать эти суждения для контроля над своим поведением и принимать решения, придерживаясь моральных принципов. Преподаватель должен обсуждать с детьми мотивы морального выбора, исследовать различные точки зрения, создавать определенные позиции и умение действовать в соответствии с ней и принципами морали. Колберг рекомендует широко использовать для дискуссии моральные дилеммы, сократический диалог, особенно ту ее разновидность, которая носит название “адвокат дьявола”. В основе этого диалога лежит специфический прием диалогического обучения. Такая роль требует высокого педагогического мастерства. Педагог, выполняя роль “адвоката дьявола”, с помощью системы провокационных вопросов исследует моральные ценности учащихся, ставя его в условия острого морального выбора, постепенно усложняя задание и ситуацию. К примеру, он может спросить у подростков: “На какой свет светофора следует переходить улицу?”. Обычно дети без затруднений отвечают на такой вопрос. Но преподаватель постепенно усложняет ситуацию: “А если горит красный свет и на улице нет машин, что вы будете делать: стоять и ждать зеленого света светофора или попытаетесь пересечь улицу?” “На противоположной стороне улицы остановился автобус, который вам крайне необходим, но горит красный свет светофора, запрещающий переходить дорогу. Как вы поступите: будете ожидать, когда загорится зеленый свет, или поспешите к автобусу, от чего зависит ваше решение?”
Теория морального становления Л.Колберга легла в основу разработки модели уклада школьной жизни, которая получила название “Школа как справедливое сообщество”. Он утверждает, что в современном развитом обществе социальная жизнь в целом отвечает довольно высокому уровню морального развития, когда универсальные права человека поддерживаются через демократический процесс принятия решений и разрешения конфликтов. Но школьная жизнь находится на более низком уровне нравственного развития, в лучшем случае, как отмечает ученый, ориентируется на внешний авторитет и традиции. Л. Колберг предложил трансформировать учебные заведения в сообщества, в которых значительное внимание уделяется обсуждению реальных моральных ситуаций и действий, возникающих и происходящих в школе, связанных с проблемами нравственного выбора, с позиции честности, справедливости и других значимых нравственных ценностей, а затем принятия демократических решений. По мнению ученого, организация школьной жизни в соответствии с высоким моральным уровнем развития позитивно повлияет на нравственное становление как отдельных учащихся, так и всего школьного сообщества.
Критики Колберга подвергают сомнению использование моральных дилемм на учебных занятиях, так как считают, что они зачастую далеки от реальности, редко встречаются в жизни учащихся. В психологии в настоящее время появилось устойчивое мнение, что женщины имеют отличные от мужчин методы морального размышления и нравственной оценки, чему Колберг не уделяет внимания в своей теории.
В основе подхода Сидни Саймона, оригинального американского педагога-новатора, лежит убеждение, что школьников следует научить прежде всего исследовать собственные моральные ценности, прояснять их, откровенно и искренно говорить о них и обсуждать, даже если эти ценности отличаются от общепринятых норм или идут вразрез с ними. Этот подход к воспитанию получил название прояснение ценностей и направлен на исследование моральных принципов, нравственных ценностей человека. Преподаватель на занятии организовывает аналитическое и эмоциональное исследование внутреннего мира учащихся, что позволяет выяснить установки, ценности, отношения подростков и помогает им понять мотивы их поведения. Для прояснения ценностей Саймон предлагает использовать различные оригинальные упражнения, созданные им, которые он назвал эмоциональными и образными размышлениями или упражнениями на самоанализ и экстремальные ситуации. В основе их содержания находятся моральные проблемы, которые ставят ребят перед непростым нравственным выбором. При решении таких упражнений происходит поиск выхода из сложной ситуации и анализ собственного отношения к ней. Упражнения на аналитическое и эмоциональное исследование внутренних моральных ценностей человека требуют написания эссе на значимые темы: “Самый важный день в твоей жизни”, “Человек, который оказал на тебя самое значительное влияние”, “Что такое справедливость?”, или даже использование в учебной деятельности упражнения, которое требует написания собственного некролога. Задания на разрешение экстремальных ситуаций или острых социальных проблем также помогают разобраться с собственными ценностями и осознать их. Например, ученый предлагает попробовать с группой учащихся разрешить следующую экстремальную ситуацию. Она называется “Землетрясение”. Ваша группа находится в опасном положении, надвигается землетрясение, которое может произойти в любой момент и разрушить здание, в котором она находится. Существует только один выход. Для того чтобы паника не помешала всем покинуть здание, ребята должны организовать выход из здания и составить список очередности выхода участников группы. Список проходит обсуждение.
Идеи и предложения Саймона подвергаются резкой критике со стороны оппонентов, которые утверждают, что данный подход не направлен на передачу положительных ценностей, не избавляет учащихся от негативных установок, не помогает корректировать поведение ребенка, а только констатирует наличие определенных моральных качеств, что явно недостаточно, тем более что данный подход подразумевает, что моральные ценности имеют относительный характер, а не абсолютный. Другие критики обвиняют Саймона в том, что его подход является вмешательством в личную жизнь человека, и этого допускать нельзя.
В последнее время одним из самых популярных подходов к правовому воспитанию является социальное участие учащихся, которое направлено на развитие социальной инициативы детей в русле их моральных ценностей и гражданских установок. Этот подход к гражданскому и правовому воспитанию получил название социальное проектирование. Преподаватели вовлекают учащихся в общественно полезную деятельность и организуют их участие в социальной жизни учебного заведения и местного сообщества.
Проблемой данного подхода является социальный конфликт ценностей, который может стать серьезным препятствием на пути реализации идей учащихся. Например, если дети захотят обеспечить защиту редких видов флоры и фауны, которые обитают вдали от места проживания детей, то проблем не возникнет; но если они пожелают охранять редкие местные виды представителей животного и растительного мира, а данный регион находится в зоне активной промышленной эксплуатации, то подобный проект может затронуть благосостояние их родителей и вызвать острый конфликт с местной общиной и их работодателем.
Последний подход, традиционный для нашей страны в недвнем прошлом, носит название индоктринации. Она имеет место тогда, когда преподаватель, воздействуя на сознание учащихся и формируя их гражданские и правовые ценности, ограничивает их возможности или запрещает исследовать, анализировать информацию, проблемы, идеи, которые лежат в основе изучаемого учебного материала. Преподаватель настаивает на “правильной” позиции, диктует “правильный” однозначный ответ при рассмотрении сложных противоречивых политических, экономических, правовых или имеющих отношение к обществу проблем, и это значит, он занимается индоктринацией. Этот метод направлен на воспитание учащихся в строго заданном запроектированном направлении и передачу определенных политических ценностей. Индоктринация игнорирует естественное развитие человека и навязывает ему определенные идеологические ценности и установки. Это пассивные методы обучения и воспитания, позволяющие жестко контролировать учебную деятельность учащихся, которые работают с тщательно отобранными учебными материалами.
Однако сложность современного гражданского и правового воспитания и обучения заключается в том, что оно содержит в себе значительные элементы индоктринации, так как целью гражданского и правового воспитания является не только объяснение и понимание определенных гражданских и правовых ценностей и установок, но и освоение и передача их учащимся. Активные и интерактивные методы снижают возможность индоктринации, как сомнительного способа гражданского и правового воспитания, особенно если это касается детей старшего возраста. Несомненно, что проблема передачи гражданских и правовых ценностей одна из самых сложных в современном образовании. Поэтому изучение известных подходов помогает увидеть противоречия, существующие в гражданском образовании, что позволяет наметить некоторые пути их преодоления.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель педагогического университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте