14-16 декабря состоялась серия установочных вебинаров для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020. Очный этап конкурса планируется провести в Волгограде с 24 января по 2 февраля 2021 года.
Вебинары организовала Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Минпросвещения России.
В первый день конкурсантов приветствовали председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, председатель редакционного совета Издательского дома «Учительская газета», исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Андрей Милехин.
Галина Ивановна Меркулова призналась: «Мы очень трепетно относимся к этому конкурсу. Именно «Учитель года» стал инициатором развития конкурсного движения у нас в стране. Ни разу нам не приходилось проводить установочный семинар в дистанционном режиме. Однако никакие препятствия не смогут нарушить наши традиции.
Этот семинар мы проводим прежде всего для того, чтобы помочь вам подготовиться, сориентироваться, как вести себя во время конкурса, как чувствовать себя более уверено. В эти дни перед вами выступят высокопрофессиональные специалисты, которые не понаслышке знают, что такое конкурс. Главное – не волноваться!
Конечно, победа на «Учителе года» важна. Но не менее важно и участие, потому что это знакомство с опытом коллег, это возможность расширить педагогическое сообщество, это дружба».
Начальник отдела развития современной андрагогики Академии Минпросвещения России Надежда Ладилова рассказала о порядке проведения конкурса, об участниках финала, о жюри первого тура, составе Большого жюри, которое традиционно возглавляет ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, о счетной комиссии, председателем которой, как и прежде, является секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина.
Сайт конкурса «Учитель года России»-2020, где можно познакомиться с участниками, увидеть нужные документы: teacherofrussia.apkpro.ru/competition/competitors/2020.
В финале планируется уже традиционное участие 85 конкурсантов. Следующие цифры включают данные о представителях 80 регионов страны, которые были известны на момент проведения семинара. Итак, 56 дам, 24 мужчины-педагога. Больше всего учителей истории и обществознания – 15 человек, по 14 филологов и преподавателей иностранного языка, 9 химиков и биологов, 6 учителей физкультуры, по 5 физиков, математиков, учителей начальных классов, 3 географа, 2 информатика, по 1 учителю музыки и технологии.
В первый день состоялась презентация площадок и программы проведения конкурса в январе – феврале 2021 года. Об этом рассказали председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина и директор средней школы №55 «Долина знаний» Волгограда Петр Байкалов.
Церемония торжественного открытия конкурса пройдет в Волгоградской филармонии. Испытания первого, очного, тура «Методическая мастерская» и «Урок» – в 55‑й школе Волгограда, современной, красивой, новой, она открылась в 2018 году.
Санитарно-эпидемиологические требования диктуют наполняемость класса во время конкурсных уроков – за партами будут всего 10-12 детей. Второй и третий туры «Учителя года России»-2020 проведут в Детско-юношеском центре Волгограда. Церемония торжественного закрытия конкурса запланирована на 2 февраля. Это важная дата в истории нашей страны – день победы в Сталинградской битве. Объявление абсолютного победителя состоится в Новом Экспериментальном театре Волгограда.
Первый установочный вебинар завершился лекцией профессора Московского городского педагогического университета Витольда Ясвина «Современный урок как личностно развивающая среда».
Второй установочный вебинар для финалистов всероссийского конкурса начался с лекции завлабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов Московского городского педагогического университета Андрея Иоффе о критериях оценивания конкурсных испытаний.
Конкурсное задание «Методическая мастерская» разложили по полочкам Андрей Иоффе и учитель химии московской школы №1259 Владимир Головнер. О том, как грамотно сделать презентацию, рассказал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2013 Андрей Сиденко.
Ценные советы для подготовки к конкурсному уроку дали лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Доронин и методист московской школы №1520 им. Капцовых Юлия Мукосеева. Юлия Борисовна сравнила разные типы уроков с бутербродами, этот образ конкурсантам сразу запомнился.
Первые выступления спикеров заключительного установочного вебинара для конкурсантов были посвящены испытанию второго очного тура «Мастер-класс».
Победитель конкурса «Учитель года России»-2015 Мария Ахапкина развеяла мифы и дала рекомендации, опираясь на собственный опыт участия во всероссийском финале в качестве конкурсанта и члена жюри. Она посоветовала готовить мастер-класс, невзирая на то ощущает конкурсант в себе силы дойти до второго тура или нет.
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1992 Артур Заруба вспомнил, как мастер-классы возникли в конкурсной структуре, предложил свой алгоритм подготовки, рассказал, о чем надо в первую очередь позаботиться в преддверии и во время проведения мастер-класса.
Второму испытанию второго, очного, тура «Классный час» были посвящены следующие две лекции. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Алла Волкова провела блиц-опрос, какие формы взаимодействия с детьми близки конкурсантам.
Оказалось, большинство предпочитают беседу. Рассказав, как подготовить классный час, Алла Александровна сделала вывод: надо быть искренним, и все получится.
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев назвал свою лекцию «Классный час и как его пережить». Он подарил коллегам 10 лайфхаков по теме. 10‑й совет звучал так: «Будьте искренними. Говорите о том, что близко и важно прежде всего вам».
Лекция секретаря – завотделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елены Елшиной касалась нового конкурсного испытания третьего, очного, тура «Пресс-конференция «Вопрос учителю года».
Елена Станиславовна рассказала, чем оно отличается от разговора с министром, который несколько лет входил в программу «Учителя года», представила образ конкурсанта, в котором важно все: от тембра голоса до ключевых качеств – компетентности, искренности, привлекательности.
Главная идея, которую педагоги вынесли из консультаций, – на конкурсе надо быть самим собой.
Участники финала прошли долгожданную жеребьевку. Ее провели Андрей Милехин, Елена Елшина, Надежда Ладилова.
Сформированы семь межпредметных групп, в которых больше всего филологов, историков, учителей иностранного языка. В группах по 12 человек, а в одной – 13. Списки вскоре появятся на официальном сайте конкурса «Учитель года России».
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии