search
main
0

Не вместо, а сверх. Коллективный договор – реальная возможность установить дополнительные гарантии учителям

Становление системы социального партнерства в разных регионах России имеет свою специфику, обусловленную различиями экономического и социального развития, своеобразием местных национальных традиций. В Татарстане социальное партнерство закреплено как конституционная норма. Так, в статье 17 Конституции РТ указано, что экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.

Правовой основой регулирования трудовых и социально-экономических отношений в образовании является Отраслевое соглашение между Министерством образования РТ и рескомом профсоюза на 2004-2006 годы. Во всех 77 территориях республики заключены соглашения между органами управления образования и районными комитетами профсоюза.

Территориальные соглашения, коллективные договоры устанавливают правовые гарантии педагогам и другим работникам отрасли по оплате и охране труда, приему на работу, увольнению, порядку предоставления отпусков, льготам при подготовке и проведении аттестации, пенсионному обеспечению, социальным вопросам.

Следует отметить, что главными задачами социального партнерства мы считаем необходимость учета разницы интересов сторон, проведение согласованных действий, которые способствовали бы принятию взаимоприемлемых решений. Здесь важна роль лидера сильной и авторитетной профсоюзной организации. Подходя к заключению соглашения или колдоговора формально либо считая его ненужным, организация теряет свое лицо. Именно соглашения и коллективные договора в нынешних условиях позволяют улучшить положение работников образовательных учреждений по сравнению с законодательными нормами.

В 2005 году президиум рескома профсоюза решил провести республиканский конкурс «Лучший коллективный договор». При этом мы ставили следующие цели и задачи:

активизация работы профсоюзных организаций в совершенствовании переговорного процесса по заключению коллективных договоров;

повышение заинтересованности работодателей в договорном регулировании социально-трудовых отношений;

обеспечение дополнительных гарантий социально-трудовых прав работников образования через коллективные договоры;

распространение положительного опыта профсоюзных организаций по заключению коллективных договоров.

В конкурсе приняли участие 22 первички из 14 территориальных профсоюзных организаций, что составляет 39% от общего числа территорий. Свои договоры представили 6 общеобразовательных школ, 7 дошкольных учреждений, 4 гимназии, 2 лицея, Лаишевская специализированная школа-интернат для слепых и слабовидящих, Центр детского творчества Набережных Челнов и Казанский государственный технический университет.

Основными критериями при определении победителей стали правовая оценка коллективного договора и объем дополнительных гарантий работникам сверх законодательной нормы.

Полностью соответствует трудовому законодательству и имеет все необходимые приложения колдоговор КГТУ им. А.Н.Туполева. При принятии локальных актов вуза (например, правил внутреннего распорядка, положений о студенческом городке, о представлении беспроцентной ссуды) обязательно учитывается мнение профсоюзного комитета. Надбавки и доплаты оговорены положением об оплате труда, решением ученого совета. Например, только в 2005 году средства платного образования были распределены следующим образом: 60 миллионов рублей (60%) – на оплату учебной нагрузки и обслуживание учебного процесса; 8,8 млн. рублей – на реализацию программы «Кадры» и стимулирующие выплаты (установлены доплаты аспирантам и докторантам в размере 2000 рублей, доплата преподавателям – кандидатам наук в возрасте до 30 лет и докторам наук в возрасте до 50 лет – 3000 рублей); стимулирование научной деятельности (доплата за защиту докторской диссертации – 7000 рублей, кандидатской – 5000 рублей, за издание монографии – 4000-6000 рублей); стимулирование учебно-методической работы (создание электронных учебников с грифом Министерства образования и науки РФ – 7000 рублей, с грифом УМО – 5000 рублей, за подготовку студентов к олимпиадам и конкурсам – от 1000 до 3000 рублей). Затраты на повышение квалификации одного преподавателя составили 37 тысяч рублей. На социальную помощь при санаторно-курортном лечении, жилищные ссуды и материальную помощь сотрудникам затрачено 4,6 млн. рублей, 11,3 миллиона выплачено работникам в качестве социальной поддержки (2 месячных оклада по ЕТС).

Большая работа проводится и по улучшению жилищных условий: 17 сотрудников вуза получили квартиры, 8 человек – беспроцентную ссуду на покупку жилья. Итоги выполнения колдоговора систематически освещаются в многотиражной газете «Крылья».

Коллективный договор 122-й гимназии Казани предусматривает дополнительные льготы (сверх обязательных по Отраслевому соглашению) за счет сотрудничества с попечительским советом. За работу в школе развития, проведение спецкурсов учителя получают от 280 до 1800 рублей. В 2005 году этим правом воспользовался 41 педагог, что составляет 50% от общего числа работников.

Дополнительные льготы предусматривают коллективные договора и других образовательных учреждений. Педагогам предоставляют один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации (гимназия №5 районного поселка Арск, гимназия №1 р.п. Балтаси,

35-я и 11-я школы Альметьевска, 122-я школа Казани). При отсутствии в течение учебного года больничных листов работникам предоставляют 5 оплачиваемых дней к отпуску (арская гимназия №5, СОШ №35 Альметьевска, городской Центр детского творчества №1 Набережных Челнов). Председателям профкома доплачивают из надтарифного фонда 50% (145-й лицей Казани, СОШ №35, ГЦДТ №1 г. Набережные Челны).

Аланская первичная профсоюзная организация Тюлячинского района объединяет работников четырех образовательных учреждений: Аланской средней школы, детского сада, Кукачинской и Балыклинской начальных школ. Коллективный договор гарантирует один оплачиваемый свободный день отцу при рождении ребенка, три дня при стихийном бедствии, за счет работодателя оказываются бесплатные транспортные услуги при прохождении медосмотров, в случае болезни, погребении близких родственников. Для поощрения творческих педагогов по итогам года выделяется премия за лучший кабинет, дидактические материалы, создание методических разработок с использованием компьютерных технологий. Определяется и награждается лучший технический работник.

Коллективный договор Балтасинской гимназии гарантирует ежемесячные выплаты председателю профкома, благодаря чему в гимназии работает освобожденный председатель. Ежегодно для проведения оздоровительной работы среди сотрудников и их детей выделяется 20 тысяч рублей.

Коллективным договором гимназии №94 Московского района Казани работники учреждения освобождаются от оплаты за занятия детей в Школе развития, предусмотрены дополнительные отпуска членам профкома. Работодатель создает условия для занятий спортом, профилактики заболеваний: в гимназии функционирует группа здоровья, 2 раза в год желающие проходят курс массажа, организуются психологические семинары и диагностика.

Сотрудники детского сада №8 города Нурлат благодаря коллективному договору получают 25-процентную надбавку к ставке за счет районного бюджета. Педагогам, проработавшим более 25 лет, компенсируется 50% стоимости коммунальных услуг.

В городском Центре детского творчества №1 Набережных Челнов работает школа молодого специалиста «Успех».

По итогам конкурса на лучший коллективный договор победителями признаны гимназия №122 Московского района Казани и КГТУ имени А.Н.Туполева. Кроме того, республиканская комиссия отметила балтасинскую гимназию №1, арскую гимназию №5, гимназию №94 Московского района Казани, Аланскую среднюю школу, ДОУ №8 «Теремок» города Нурлат, Центр детского творчества №1 Набережных Челнов, где принципы социального партнерства реализуются в полной мере.

Гульсина ГАФАРОВА, заведующая отделом Татарского рескома Профсоюза работников народного

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте