search
main
0

Не виноватые мы. Из-за юридического невежества могут случиться серьезные ошибки

Коррупция является проблемой для всех стран. По некоторым данным, в коррупционном процессе задействовано более 3 триллионов долларов. В ежегодном рейтинге Transparency International, отражающем оценку уровня восприятия коррупции, наименьший уровень зафиксирован в Дании, Новой Зеландии, Финляндии. В тройку же лидеров по коррумпированности входят Судан, КНДР и Сомали, а за ними еще ряд стран, позиционирующих себя как развитые. Российская Федерация в 2016 году заняла 136-е место из 174 (чем ниже позиция в рейтинге, тем выше уровень коррупции).При этом самые коррумпированные сферы в разных странах могут отличаться. Если брать нашу страну, то ряд источников утверждает, что наибольшее количество коррупционных деяний происходит в такой сфере, как строительство. Также статистика выводит в лидеры по коррупционной составляющей сферу таможенного дела. Что касается сферы образования, то в последние годы уровень проблем, связанных с коррупцией, в ней снизился. Эксперты уверенно убирают сферу образования из десятки проштрафившихся отраслей.

И все-таки она – коррупция – есть, и именно практике противодействия ей была посвящена научно-практическая конференция, прошедшая в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО).Как пояснила доцент кафедры управления ЛОИРО, кандидат юридических наук Екатерина Шеховцева, в образовании можно условно выделить три основные коррупционные составляющие. Во-первых, это нарушения в трудовой сфере, то есть вопросы премирования сотрудников, участие в коллегиальных органах управления для разработки и принятия локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые вопросы, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, критерии оценки эффективности труда и т. д. Нужно ясно представлять, что единоличное решение начисления премий – это всегда более коррупциогенный фактор по отношению к протоколу комиссии о премировании, которая рекомендует руководителю определенные размеры премии для определенных сотрудников.Второе направление – это работа с общественностью. Без четкого понимания, что все формы общественного объединения должны быть добровольными, не обойтись. Кроме того, родителям важно разъяснять, что есть предел их добровольности, и доводить до их сведения такие локальные нормативные акты, как, например, положение о совете родителей. Многие из представителей общественности даже не понимают, что совершают коррупциогенные деяния просто потому, что не считают это коррупцией.Например, тема тех же родительских взносов. Принято считать, что родительские взносы должны быть выражены в деньгах, а ведь на самом деле можно закрепить взносы праздниками. В этом случае нет требования сдавать, отдавать деньги. Например, группа родителей берет на себя организацию праздника для мальчиков 23 Февраля, при этом родители обговаривают концепцию праздника, и даже если ими будут куплены разные подарки, то учитель всегда может решить конфликтную ситуацию путем розыгрыша, лотереи подарков и т. д. В этой ситуации форма вымогательства конкретной суммы отсутствует, ведь не важно, что и на какие деньги купил родитель.Таким образом, решать вопросы поздравительного характера может родительская общественность, и не всегда в форме создания родительского комитета. Есть родители, которые никогда не войдут в родительский комитет, но при этом они заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную среду в детском коллективе. Такие родители могут взять на себя организацию отдельного праздника, похода, экскурсии. Деньги будут вторичны, и соответственно будет погашена конфликтная ситуация, а совет родителей будет касаться общих вопросов деятельности образовательной организации.Еще одно важное дополнение: каждому педагогу необходимо знать, что вообще деньги нельзя дать, а можно только подарить или одолжить. Если собранные денежные средства передают родителю, то ему их либо дарят, либо дают взамен. Естественно, при сборе денег в классе никто о втором действии не помышляет. Следовательно, родители добровольно дарят энную сумму денег сборщику. И тогда любые отчеты относительно расходов этой суммы от этого лица никто не вправе требовать, ведь деньги ему подарены самой же родительской общественностью. Поэтому, когда педагоги считают, что надо собрать побольше родительских подписей под тем или иным денежным отчетом, и все будет в порядке, то это глубокое заблуждение. Мало того, на основании этого отчета педагога можно обвинить в непротиводействии коррупции.Третье направление – финансово-хозяйственная деятельность (целевые взносы, пожертвования, закупки). Это, конечно, по мнению экспертов, очень серьезная область, поэтому без профессиональной основы не обойтись. Знаниям, которые необходимы руководителю или куратору этого направления в школе, нужно обучать.Как считают юристы, случающиеся неприятные истории, связанные с коррупционной составляющей в образовательных организациях, как правило, обусловлены непониманием людьми того, что они совершают коррупциогенное деяние. В обществе существует стереотип, что коррупция – это только взятка, ее получение и дача. Однако есть такие виды коррупции, как кумовство, фаворитизм и т. д.По мнению экспертов, в каждой образовательной организации должны разрабатываться планы антикоррупционных мероприятий. В них необходимо включать и антикоррупционную экспертизу локальных нормативных актов, поскольку неправильная формулировка в них может вызвать очень серьезные последствия. К примеру, положение о школьной форме может звучать только как рекомендация. Если ношение формы в школе обязательно, то тогда ею нужно обеспечить всех обучающихся за бюджетный счет. Если обязательность прописана, а формой дети не обеспечены, то налицо коррупционная составляющая.В то же время разговор о коррупции в школе – это самая неприятная тема, которая только может быть. Это подтверждают руководители образовательных организаций. Одна из директоров петербургских школ даже заметила, что ее «бьет озноб», когда она слышит, что сфера образования – одна из наиболее коррумпированных сфер.Сегодня, по мнению директора, образовательные организации финансируются достаточно для того, чтобы не нуждаться, а учителя получают хорошую зарплату, чтобы не заниматься репетиторством. Хотя платная помощь ученикам не запрещена, только делать это можно в другом районе и с другими детьми.Если у родителей возникает желание что-то сделать в своем конкретном классе, то это их право. Учитель им ничего не навязывает и никакой сбор средств не организовывает. Кроме того, в каждой школе существуют комиссии, которые следят за антикоррупционным процессом внутри образовательной организации, а списки, где подробно указано, какой из педагогов какую доплату и за что получил, вообще вывешиваются на всеобщее обозрение. Поэтому актуальной проблемой, по мнению петербургского директора, коррупцию в школе назвать нельзя. К сведениюПроявления коррупции в сфере образования зарубежных стран разнообразны: в Польше коррупционными правонарушениями считают распоряжение о закупке материалов для школы у дружественных компаний, взятки за прием в школу, взятки за более высокие оценки, понуждение к частным урокам, плату учителям за уроки, которые они не проводили, присвоение имущества школы; в Словакии в числе коррупционных проступков в сфере образования рассматривают взяточничество, подарки, ложные требования, сговор, конфликт интересов, коммерческий сговор; в Германии к коррупционным правонарушениям относят спонсорскую помощь.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область – Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте