Болдино… Наверное, нет в России человека, который бы не слышал этого поэтического названия. Оно навсегда соединено с именем А.С.Пушкина, с лучшим временем его творческой биографии – Болдинской осенью. В период своего первого пребывания в родовом имении накануне женитьбы (длилось оно почти три месяца – с 4 сентября по 30 ноября) поэт закончил «Евгения Онегина», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», «Маленькие трагедии», сказки, поэму «Домик в Коломне» и несколько стихотворных шедевров, среди которых «Бесы», «Элегия», «Стихи, сочиненные во время бессонницы» и другие. Благодатная земля предков подарила поэту неисчерпаемые творческие силы. Но на всех ли овеянное гением пространство и сегодня влияет так благотворно? Об этом я думала, готовясь к беседе с начальником Управления образования администрации Большеболдинского района Нижегородской области Николаем ШОРИНЫМ.
– Имя Пушкина, его творчество сопровождает моих земляков с колыбели, и это, разумеется, накладывает свой отпечаток. Известно же, что детей воспитывают не только семья и школа, но в большей степени среда. А у нас она особенная. В Большом Болдине несколько раз в году проводятся открытые поэтические праздники и фестивали, к нам приезжают гости со всей страны и из зарубежья. Знаменитые писатели, поэты, актеры и режиссеры – частые гости Болдина. Разумеется, они посещают не только музей и парк, для гостей все село – своего рода достопримечательность. И нас это ко многому обязывает.Следить за чистотой и порядком, за внешним видом, за своей речью, уметь себя вести – всему этому дети учатся с детского сада. Кроме того, наши дети имеют возможность слышать ученых-пушкинистов, лучших исполнителей, ведь концерты проходят всегда на открытых площадках. Удивительно ли, что в рейтингах районов, составляемых на основании среднего балла ЕГЭ, по гуманитарным предметам наши выпускники стабильно занимают верхние строчки. Это заслуга прежде всего учителей – педагогический коллектив у нас небольшой, но стабильный и сильный. Если многие сельские районы долгое время испытывали дефицит кадров, то у нас начиная с 2000 года не было ни одной вакансии.- Николай Иванович, а сколько у вас школ? Изменилось ли их количество в ходе оптимизации?- Наш район – один из самых маленьких в Нижегородской области по площади и населению. Несколько лет назад он замыкал список муниципалитетов, сейчас занимает десятую с конца строчку. В районе всего 955 школьников – по сути, все они могли бы учиться в одной большой школе. Прогнозируется незначительное увеличение в будущем – в 14 дошкольных учреждениях на настоящий момент 430 детей, это больше, чем, например, три года назад. У нас 9 образовательных учреждений, из них 6 юридических лиц и три филиала, две школы стали основными – реорганизация прошла год назад.Несколько лет назад в районе существовало 16 школ. Закрытие коснулось тех, где училось около 20 человек. Абсурдная ситуация, когда 12 педагогов обучают 8 или 10 учеников. Это плохо не только для бюджета, прежде всего для детей. Такую школу просто невозможно оснастить в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС. Среди закрытых школ такие, в которых не было элементарных бытовых условий.- Были ли среди местных жителей несогласные с ликвидацией?- По закону мы имеем право закрыть школу только с согласия схода. Конечно, приходилось выезжать, разговаривать с родителями, педагогами, убеждать… Родители согласились, что в большой школе детям будет лучше, тем более что подвоз был организован сразу. Кстати, каждый шестой школьник нашего района подвозится.Школы напрягли резервы, чтобы организовывать подвоз, учитывая разницу в возрасте и учебной нагрузке. Поскольку начальная школа заканчивает раньше, чем среднее звено и старшие классы, для младших школьников силами педколлективов проводятся дополнительные развивающие занятия, кружки, секции.- Родители согласились с предложением управления образования, дети тоже и, получается, только выиграли. А что с педагогами ликвидированных школ? Как сложилась их судьба?- Конечно, с ними пришлось труднее всего. Мы, разумеется, старались всех трудоустроить, каждому найти место работы. Но сами понимаете, в системе образования удалось устроить не всех. Но есть и положительные моменты: в одной из закрытых школ открылся краеведческий музей, в другой (после капитального ремонта) – детский сад, и в первую очередь мы пригласили в качестве воспитателей высвобожденных школьных педагогов.Кого-то удалось трудоустроить в системе дополнительного образования, кого-то в социальной службе, в музее-заповеднике, но, честно скажу, не все получили работу, не все остались довольны тем, что им предложили. Обиды были, конечно, но до серьезных скандалов и судебных разборок в нашем районе не доходило. Все разрешалось мирно.- Обиды можно понять. Даже если педагог получает пенсию по выслуге лет, без работы ему несладко. Бывшие коллеги, с которыми работал вместе много лет, получают довольно неплохую зарплату, а ему приходится выживать на 6,5-8,5 тысячи… Кстати, Николай Иванович, не могу не спросить, какая у ваших педагогов зарплата?- Средняя зарплата около 24 тысяч рублей. Конечно, в прошлом году она была меньше. Этой суммы удалось достичь после последнего повышения зарплат, которое прошло в январе.- Должна признать, это очень хороший показатель. Даже в крупных школах областного центра немногие учителя получают столько. Наиболее часто встречается сумма 14-16 тысяч рублей. Как правило, единицы получают больше двадцати тысяч. Ваши педагоги, наверное, ведут по 1,5-2 ставки?- Нет, по две ставки у нас никто не ведет. Средняя нагрузка – 22,5 часа. Да и откуда взять перегрузку, если учеников в районе немного, да и параллелей нет? Зато наши педагоги активны, участвуют в различных конференциях, готовят детей к конкурсам и олимпиадам, где они успешно выступают. Разумеется, мы за это их поощряем. В общем-то, действительно могу судить, что наши педагоги живут сейчас лучше, чем два-три года назад.- Есть ли у управления образования совместные проекты, например, с музеем-заповедником? В некоторых музеях, я знаю это из первых уст, есть практика привлекать работников образования своего района в качестве помощников или экспертов.- Наш музей-заповедник подчиняется областному Министерству культуры. Именно управление культуры администрации играет основную роль в организации масштабных мероприятий. Школьные учителя со своими классами тоже бывают задействованы, но в основном на безвозмездной основе.- Насколько я поняла, ваш район сельскохозяйственный. Есть ли какая-нибудь особая специфика, определяющая стратегию управления образования?- У нас в Большом Болдине работает сельскохозяйственный техникум, он подчиняется региональному Министерству образования. Уже несколько лет подряд техникум производит набор по специальностям, которые являются наиболее востребованными и перспективными с точки зрения трудоустройства. Руководство техникума тесно сотрудничает с руководителями сельхозпредприятий, перерабатывающих производств, и это дает результаты.Учиться в техникуме сегодня считается престижным. Для района это отличная возможность не потерять хороших, целеустремленных ребят. Ведь, что греха таить, лучшие выпускники уезжают от нас: благодаря тому что мы даем высокий уровень образования, они поступают в хорошие вузы, успешно там учатся и стараются остаться в крупных городах, потому что не видят здесь применения своим способностям. С работой у нас непросто, поэтому развитие аграрного сектора, которому сейчас уделяется в области повышенное внимание, – надежда на будущее.В нашем районе землю всегда старались засеять, все-таки чернозем. Это радует. Хочется, чтобы село не умирало. Здесь не только прекрасная природа и чистый воздух, не только музей-заповедник. Создаются хорошие условия для жителей. Прекрасные учреждения дополнительного образования: дом детского творчества, недавно открыт научно-культурный центр – это наша гордость, такой центр мало где еще найдешь. Все жители района оценили его, туда охотно приходят на занятия и дети, и взрослые.Есть и другие достижения – наши футболисты победили на региональных состязаниях, есть участники международных конкурсов. В центре работает прекрасная библиотека, картинная галерея. В ближайшей перспективе планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. В общем-то, нам есть чем гордиться. Но есть еще и над чем работать.Досье «УГ»Николай Шорин принадлежит к молодому поколению управленцев. Родился в селе Темяшево (Республика Мордовия). Трудовой путь начал в качестве разнорабочего на Саранском заводе точных приборов в 1991 году. Через год поступил на исторический факультет Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева. По окончании получил место историка в Сергеевской средней общеобразовательной школе Большеболдинского района Нижегородской области. Вскоре молодого педагога заметили и назначили заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.С 2007 года началась его управленческая карьера. Николай Шорин прошел путь от специалиста первой категории до заместителя начальника управления. Три года назад он возглавил Управление образования администрации Большеболдинского района Нижегородской области.Нижегородская область
Комментарии