search
main
0

Не важно, какой закон, важно, какими будут подзаконные акты

Права детей на образование важны для семей, которые нынче волнуются, хватит ли денег на то, чтобы дать качественное образование подрастающему поколению. Это волнение связано с принятием 83-го федерального закона. О законе на «Родительском собрании» «Эха Москвы» размышлял уполномоченный по правам человека по городу Москве Александр МУЗЫКАНТСКИЙ.

После того как был принят 83-й закон «Внесение изменений в отдельный законодательный акт Российской Федерации в связи с усовершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений», сразу же началась целая кампания, битва, волнения по поводу того, что этот закон допускает существование платного образования. По этому поводу президент Медведев встречался с министрами образования, культуры и прочими и, перед тем как подписать этот закон, задал им вопрос: «Правда ли?» Они ему отвечали: «Нет, ни в коем случае». Президент закон подписал, после произошел уникальный случай: депутаты Государственной Думы РФ от «Единой России» пригласили чиновников и попросили их объяснить, что же они такое приняли.

Идут ссылки на то, что нигде не написано насчет платности, дескать, читайте закон, там слова «платность» нет. Я попробовал прочитать, но скажу, что читать его невозможно. Закон состоит из 33 глав, первые 29 – внесение изменений в 29 федеральных законов, значит, нужно его не читать, а изучать или исследовать (законы о милиции, Гражданском кодексе РФ, о культуре, об образовании и другие).

Школы могут быть казенными, могут быть бюджетными и могут быть автономными, в любом случае вводится понятие государственного или муниципального задания, задание дается школе, под это задание дадут финансирование. Чиновники ссылаются на то, что у нас есть образовательные стандарты, но слова «стандарты» в законе нет, поэтому речь идет о задании. Задание для школ в Москве, объемы финансирования и порядок финансирования будут определяться субъектом Федерации, то есть Департамент образования и Правительство Москвы определят, какими они будут, какой статус будет иметь каждая школа.

Какие будут задания, определят субъекты Федерации. Что настораживает? То, что в Калуге может быть одно задание, а в Кургане или Москве – другое. То есть у нас в принципе может быть потеряно единое образовательное пространство, люди, которые учатся в соответствии с заданиями в одном субъекте или в другом субъекте, будут получать разное образование.

Скорее всего, должен быть минимальный базовый уровень, иначе его не увяжешь с объемом финансирования. За пределами объемов задания занятия будут платными. Школа, которая станет автономным учреждением, сможет дополнительно зарабатывать, не только получая деньги с родителей, но и разными другими способами. Например, в школе-новостройке один зал физкультурный, другой – актовый, почему нельзя вечером в этой школе организовать платную секцию в этом спортивном зале, и необязательно для этих же школьников, можно просто для жителей микрорайона. Если исходить из того, что все будет идти нормально, по уму, то, может быть, где-то даже и очень хорошо получится, презумпция добросовестности у нас должна все-таки быть. Что меня озадачивает?

Есть в законе такая фраза: «Уменьшение объемов субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания в течение срока его выполнения». Значит, это посреди учебного года, допустим, «осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания». Значит, в законе содержится возможность изменения госзадания, а стандарт остается, поэтому и не увязывается госзадание со стандартами, потому что стандарты не изменяются, а задание может изменяться в пределах одного стандарта.

Для начальной школы стандарты приняты, сейчас для средней школы готовятся новые стандарты, но что есть в проекте этих стандартов, допустим, по геометрии в пункте 6: «Овладение геометрическим языком, развитие и умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений». И еще один пункт: «Формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представление о простейших пространственных телах, развитие и умение применять их для решения геометрических задач, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем». Совершенно ясно, что если на основании этого стандарта посадить шесть человек писать задание, то задания будут абсолютно разные, так как ниоткуда не следует, что они будут одинаковые, и это меня здорово смущает.

Новый закон действительно коренным образом меняет всю систему финансирования, оценки. Сейчас огромная работа у Департамента образования, причем эта работа пока что связана не с содержанием процесса обучения, а с финансированием этого процесса, с технологиями финансирования этого процесса. По-разумному, конечно, учредители должны действовать в зависимости от позиции самой школы, в зависимости от ее опыта, в зависимости от того, что эта школа собой представляет.

Школы у нас привыкли работать по-другому, должна произойти целая перестройка, переделка: отличный педагог-директор может оказаться никудышным бизнесменом, и наоборот, прекрасный бизнесмен, который все здорово организует, заработает кучу денег, может оказаться никудышным педагогом – это разные профессии, разный стиль жизни.

Больше всего меня удручает, что в конце концов после пяти-шести лет дискуссий в стране победила точка зрения о том, что образование – услуга. Ты пошел набивать на ботинки набойки – тебе оказали услугу, в частной или государственной организации, понятно, что ты обращаешься туда, где эта услуга лучше, качественнее и дешевле. Теперь и образование услуга. С одной стороны, мы говорим о модернизации, а с другой – о том, что образование – услуга, то есть это одновременное движение в двух разных противоположных направлениях, и что из этого может быть, не знаю. Я бы говорил, что образование – это стратегический ресурс общества, который оно должно развивать и использовать.

Образование теперь услуга, поэтому основную часть пояснений по поводу того, какой закон приняли, что будет и как будет, дает не Министерство образования и науки РФ, не Российская академия педагогических наук, а Министерство финансов РФ. И все до сих пор непонятно, ведь к этому закону надо добавить еще около десятка постановлений правительства, несколько десятков подзаконных актов, принятых на уровне министерств, столько же актов, принятых на уровне субъектов, только после этого станет ясно, по крайней мере теоретически, что же это такое будет получаться. Даже министр финансов Алексей Кудрин был озабочен, ему позвонила сестра из Питера и сказала: «Что вы там приняли, неужели будет платная школа?» Кудрин позвонил в Министерство финансов РФ, его там успокоили, а он успокоил свою сестру. Хочу сказать, что рано успокоился Алексей Леонидович, еще ничего неясно. Будем надеяться, что подзаконные акты хотя бы будут заранее обсуждаться, заранее подвергаться какой-то экспертизе, что эти акты будут разумнее, чем сам закон.

Не первый раз принимается закон, который очерчивает общие рамки, а что в эти рамки будет вложено, непонятно. Причем его рамки некачественные, расплывчатые, неконкретные.

Это пренебрежение или, даже можно сказать, презрение к деталям, которые в общем-то и определяют жизнь, характерно для всего нашего законодательного процесса, и это тоже сильно удручает. Что стоило бы приложить к этому закону хотя бы проекты этих постановлений Правительства России, типовые схемы решений для субъектов Федерации, которые должны быть приняты? Все значительно бы успокоилось, меньше стало бы вопросов. Хорошо бы дать все разъяснения до принятия закона, а не после того, как закон принят.

Я разговаривал о реализации закона с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, с руководителем Департамента образования Ольгой Николаевной Ларионовой. Они говорят, что Москва, принимая подзаконные акты, постарается сделать так, чтобы как можно меньше изменилось в худшую сторону, чтобы для школ изменения прошли наименее безболезненно.

Закон вступает в силу по частям начиная с 1 января 2011 года и окончательно со второй половины 2012 года, после президентских и парламентских выборов, так что это длительный процесс.

Контроль будет усилен

Коллегия Департамента образования на очередном заседании рассмотрела вопрос «Об основных итогах проверки правильности расходования бюджетных средств ОУ, подведомственными Восточному, Северо-Западному и Юго-Западному окружным управлениям образования, в 2009-2010 учебном году». С докладами выступили начальник Контрольно-ревизионного управления Нина Носковская, начальник Управления по надзору и контролю в сфере образования МДО Ирина Калинина, начальник сектора по организации и проведению конкурсов и аукционов Управления перспективного развития, содержания МТБ образования и имущественных отношений МДО Лариса Докучаева, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий №№6 и 8, начальник Восточного окружного управления образования Сергей Горбун.

Решением коллегии предписано укрепить кадровый состав дирекций по эксплуатации, учету и движению основных фондов, повысить эффективность формирования объемов и расходования бюджетных средств, необходимых для обеспечения зарплаты работников образовательных и иных учреждений системы МДО, усилить контроль за выполнением 94-го закона.

Работа над программой будет продолжена

Заместитель руководителя Департамента образования Марина Умрихина на очередном заседании коллегии МДО рассказала «О структуре Программы развития воспитания в системе образования города Москвы».

Как уже писала «УГ-М», в марте 2010 года в основном была одобрена Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы, теперь предстоит сделать следующий шаг.

Отрадно, что Департамент образования, педагогические вузы столицы, ученые и практики не форсируют принятие программы, а вдумчиво и серьезно обсуждают ее проект. Вот и на этот раз было высказано немало серьезных предложений и замечаний, которые позволяют продолжить работу над проектом этого важного документа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте