В профессию есть прямые пути, а есть обходные, когда даже не представляешь, что все то, чему учишься сейчас, неизбежно ведет к двери, открыв которую удивленно воскликнешь: «Да вот же оно – мое, желанное, настоящее!» Воскликнешь и… снова отправишься в путь, но уже определив новые цели, потому что профессиональная жизнь – это своего рода большое интересное путешествие. Татьяне Анатольевне ЖИДКО как учителю географии школы №4 города Волжска нравится такое сравнение. В этом путешествии есть свои привалы, сложные участки, дальние переходы. И есть радость от успешно пройденного маршрута, преодоленных трудностей и увиденной красоты.
Споем, девчата!
В отличие от многих коллег, которые признаются, что с детства мечтали стать учителями, играли в школу, учили младших братьев и сестер, Татьяна Анатольевна с малых лет грезила… об арене цирка. Зачитывалась книгами о дрессировщиках тигров, смотрела тематические фильмы, часто посещала с родителями представления. Цирк привлекал ее своей атмосферой, запахом опилок на манеже, яркостью сценических нарядов и головокружительностью номеров. Испытывая необъяснимую любовь к семейству кошачьих, она по сей день не устает восхищаться грацией и достоинством отряда хищных и держит дома трех кошек.
Чуть позже помимо цирка появились и другие увлечения. Например, в старшем школьном возрасте Татьяна Анатольевна немного играла на гитаре, пела и выразительно читала стихи, занималась танцами и даже собиралась поступать в одно из учреждений системы СПО на отделение хореографии. Однако, приняв во внимание совет родителей, все-таки пошла в 10‑й класс и уже ближе к выпускному поняла, что увлечена романтикой путешествий. В итоге новое увлечение привело к поступлению на географический факультет Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина, который девушка окончила по специальности «метеорология».
Благодаря системе распределения героиня нашего очерка попала в аэропорт города Тамбова на метеостанцию и два года составляла прогнозы погоды. Здесь же Татьяна Анатольевна встретила свою судьбу – мужа, работающего пилотом. А вскоре в силу обстоятельств молодая семья вернулась в родной город Татьяны Анатольевны Волжск, где девушка устроилась в отдел охраны окружающей среды на военное предприятие. Но опять вмешались обстоятельства, и, попав под волну сокращений, Татьяна Анатольевна нежданно-негаданно оказалась в… школе. Причем в родной школе. В должности учителя географии.
Учителя, ставшие ей за годы учебы близкими людьми, приняли молодого специалиста очень тепло. Большую помощь педагогу оказала бывшая классная руководительница Людмила Викентьевна Леконцева. Она часто повторяла коллеге: «С детьми надо быть честной и верить в каждого». В трудных ситуациях Татьяна Анатольевна всегда представляла, как бы поступила ее классная руководительница.
В методике и технологии преподавания учебной дисциплины также очень помогла учитель географии Алевтина Михайловна Абзалова. Татьяна Анатольевна называет свою учительницу добрым и светлым человеком. Сама Алевтина Михайловна сейчас живет в городе Костроме, но, когда приезжает и заходит в школу, всегда приносит к чаю целое ведро вкуснейшего хвороста собственного приготовления. Забота, душевность, поддержка – это окружало Татьяну Анатольевну в родной школе, этому она училась у старших коллег.
Было ли трудно Татьяне Анатольевне поначалу? Конечно, трудно. Помнит ли она свой первый урок? Конечно, помнит. Прежде всего было сложно освоить программы сразу нескольких параллелей, запомнить и узнать интересы и особенности ребят. Свой первый урок она провела в 8‑м классе, в нем обучались одни девочки.
– Мы занимались в кабинете музыки, где был построен ступенчатый подиум для хора. На нем и сидели, возвышаясь надо мной, девчата, – вспоминает Татьяна Анатольевна. – Кто-то из девочек сказал: «Давайте мы лучше споем». И они… запели. Что делать? Я согласилась, но поставила условие: «Поем только те песни, где есть слова о географии или путешествиях». Так мы вскоре уже записали тему урока, и все пошло как по маслу. Сейчас, когда я встречаю кого-то из этих выпускниц, они извиняются и с удовольствием вспоминают тот веселый урок.
Прекрасное рядом
Как и многие другие учителя, свой предмет Татьяна Анатольевна беззаветно любит и считает уникальным. По ее мнению, география – наука интегральная и представляет собой синтезированный курс. География имеет многогранные связи с другими предметами. Объясняется это тем, что она изучает как природные, так и общественные системы и поэтому опирается на знания как естественных, так и гуманитарных наук. Вот почему Татьяна Анатольевна на уроках использует межпредметную технологию. К примеру, с математикой можно ознакомиться через географию (понятие «масштаб» проходят раньше), физика тоже присутствует в географии задолго до появления в расписании того или иного класса (объяснение явлений природы). То же происходит с биологией, историей и другими предметами. Данный подход позволяет создать в представлении ребенка цельную картину мира, самоопределиться в нем.
– Многих ли ребят увлекает география? Как часто они задумываются о ней как о профессиональной области?
– Бытует мнение, что география – наука необязательная. И моя задача – доказать ребятам, что не существует профессии, где не нужны знания по этому предмету. Мы разбираем жизненные ситуации, в которых могут пригодиться умения, полученные на уроках. После чего у учащихся и зарождается интерес к предмету. Связь теории с практикой мотивирует некоторых ребят заниматься исследовательской и проектной работой вне урока. Так, в рамках проектной деятельности мы сотрудничали с Поволжским государственным технологическим университетом, Марийским отделением Русского географического общества, участвовали в проекте Минстроя России «Парк «Дубовая роща». Также ребята выступают на различного уровня конференциях, участвуют в конкурах, где становятся призерами и победителями. В ходе исследований ученики узнают, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, приобретают умение мыслить, применять школьные знания в реальной жизни. Для меня очень важно, чтобы дети полюбили мир, в котором живут. Не дальние красивые дали, а свой родной город, улицу, двор. Научились видеть прекрасное в таких мелочах, как капли росы, заиндевелая ветка дерева, радуга, метель. Могли дать ответ, почему с научной точки зрения это явление произошло здесь и сейчас. Я хочу, чтобы они наслаждались миром и постигали законы его устройства, могли их объяснять и по возможности использовали в своих будущих открытиях. Приятно, что среди моих бывших олимпиадников есть те, кто выбрал себе профессию эколога-природопользователя, учителя географии. Среди выпускников есть успешные бизнесмены и даже чиновники. Есть бывшие ученики, которые объехали весь мир, и они при встрече шутят: «Теперь-то мы знаем, для чего нужно учить географию в школе!» Я убеждена, что тот, кто способен мыслить проектно, междисциплинарно, может легко переучиваться и не боится искать и добиваться результата на стыке наук.
Мечты… сбываются
Как многие ее коллеги, Татьяна Анатольевна старается заразить детей своими нынешними увлечениями. Она обожает природу и фотографирует пейзажи.
Именно этого любования природой ей не хватает в стенах школы, где проходит большая часть недели. Поэтому, дождавшись выходных, Татьяна Анатольевна с мужем отправляются на рыбалку или тихую охоту (по грибы). И большая часть ребят из ее 7‑го «А» тоже, как любимый учитель, увлечены рыбалкой и походами. А некоторые из учеников выбрали фотографирование и уже делают успехи в художественной фиксации природных красот.
Когда Татьяна Анатольевна оглядывается назад, то ей кажется, что все ее мечты сбылись, ведь учитель на своем уроке и сценарист, и режиссер, и актер, и критик. Творчества хоть отбавляй, пожалуйста, применяй все навыки, что получил, идя к той заветной двери. Все пригодится для работы в школе. Но жить без мечты – все равно что не видеть горизонты, грустно и тоскливо. Поэтому Татьяна Анатольевна мечтает о путешествиях. Например, ей хотелось бы отправиться в Магадан или на Сахалин и поплавать с китами в Охотском море. Ведь в этом уникальном водном бассейне можно встретить практически любые виды китов и дельфинов! Она знает, что это очень далеко от Волжска и очень дорого, но ведь мечты сбываются…
А еще как учительница географии она мечтает о федеральной программе (которая может быть аналогичной программе «Пушкинская карта»), позволяющей ребятам вместе с учителем географии, истории или литературы совершить хотя бы одно путешествие в год по нашей необъятной стране. Чтобы дети воочию увидели самый большой в мире каменный разлом – Сулакский каньон в Республике Дагестан, великое озеро Байкал в Иркутской области или грандиозный Крымский мост в Республике Крым, а учитель мог провести урок на месте. Ведь каждый школьник – гражданин Российской Федерации. И чтобы гордиться нашей Родиной, необходимо ознакомиться с ее уникальными географией, историей, культурой и самобытностью.
Наталья Алексютина, Республика Марий Эл
Комментарии