Анастасия РУДАКОВА, учитель химии школы №1208: – В давние времена в далекой жаркой Африке жило племя обезьян. Хорошо жило, прыгало по деревьям, но одна обезьяна хотела странного. Может быть, у нее болели лапы, может быть, ей было просто лень, но она взяла палку и сбила ею банан. В давние времена, может быть, уже не в Африке, жило племя, нормальное племя. Оно охотилось на мамонтов, боялось саблезубых тигров, дружно плясало у костров, но один человек в этом племени хотел странного. Вечером он отправлялся в глубь пещеры и рисовал какие-то непонятные картины на стенах. Ему говорили: брось, пойдем поглодаем кость, она вкусная, но человек пожимал плечами. Но потом произошла страшная вещь: мамонт однажды убежал от охотников, и соплеменники съели художника.
Великие полководцы вели свои войска на штурм города, но один человек в этом городе тоже хотел странного: он рисовал какие-то чертежи на песке и закрывал их своим телом.
Наши времена, наверное, чуть-чуть другие. У нас есть космические корабли, у нас есть подводные лодки, мы знаем, как устроен атом, и, наверное, мы живем хорошо по сравнению с предками. Мы не голодаем, не добываем хлеб насущный в поте лица своего, не боимся за своих детей? Нет, все не совсем так.
Да, мы живем во времена не просто научно-технического прогресса, мы живем во времена посттехнической революции.
У нас есть все. Мы не пишем гусиным пером. Мы печатаем на компьютере. Мы ездим на машинах с прекрасными бензиновыми двигателями. Нам не нужно, чтобы поступить в университет, идти за рыбным обозом: с любой точки нашей страны до него четыре часа лета на самолете.
Наверное, мы стали очень духовными, у нас есть телевидение, у нас есть прекрасные средства коммуникации, и, наверное, теперь люди в условиях, когда они могут получить все, совершенствуют свою личность? Самое странное, что и сегодня все равно есть племя, в котором, как ни обидно, очень многие предпочитают глодать кость.
У нас масса технических достижений. Как учитель и педагог, я должна не только обучать детей химии, но и формировать их личность. У меня очень много для этого средств.
Но, предположим, родился очень больной ребенок, у него нет никаких способностей. Могу ли я какими-то своими средствами развить его личность? Конечно. Здесь как раз и может помочь научно-технический прогресс, и, может быть, он сможет сделать так, чтобы когда-нибудь такие дети не рождались, чтобы все появлялись на свет здоровыми. Пока этого нет.
Предположим, родился обычный ребенок и у него есть все шансы вырасти гармоничной личностью, но у него родители – алкоголики, он живет в ужасных социальных условиях и в ужасной социальной среде, он не попал в руки хорошего педагога. У него есть шанс стать личностью? Конечно, есть, но очень маленький.
Два школьных класса, оба оборудованы прекрасно, в них есть все достижения научно-технического прогресса: и компьютеры новейшие, и учителя, умеющие всем этим пользоваться, и оборудование на самом современном уровне. Все прекрасно! Но в один класс вошел учитель, который не любит свое дело. У него все есть, включая знаменитую медиадоску, но он не любит ни свое дело, ни детей. Сможет ли он помочь сформировать личности? Нет, скорее наоборот, этот учитель поможет разрушению личности, разрушению гармоничности формируемой им личности.
А теперь мы попадаем в бедную школу, в пустой класс, где есть только доска и мел. Но в этот класс вошел к детям учитель от Бога. Нужен ли ему компьютер, чтобы научить своих детей любить прекрасное, знать историю? Наверное, нет.
Я не знаю, правильно ли я рассуждаю, логично ли я рассуждаю, но для себя я сделала такой вывод: на формирование личности в основном может повлиять только другая личность. А научно-технический прогресс для меня только средство этого влияния.
Комментарии