search
main
0

Не увлекайтесь перепрофилированием! От обучения до натаскивания – один шаг

В связи с необходимостью «уплотнить» школьную программу образовательные стандарты по целому ряду предметов (в числе которых оказалась и информатика), увы, были вынуждены «похудеть». Многие темы, которые ранее считались обязательными для изучения, теперь переведены в региональный компонент или вынесены на самостоятельное изучение. Более того, существующий стандарт по информатике стал более «технологическим», «пользовательским».

Отчасти это можно считать оправданным. Десяток лет назад в связи с абсолютной неразвитостью в тогдашнем СССР рынка программного обеспечения и с «разношерстностью» компьютерного парка необходимые программные средства сотрудникам предприятий и организаций чаще всего приходилось самостоятельно создавать с учетом своей специфики. Теперь же, после появления высокостандартизированного аппаратного обеспечения (фактически речь идет о двух-трех общепринятых семействах ЭВМ, из которых лидирующее положение занимают IBM-совместимые) и профессионального ПО (включая разнообразные инструментальные среды, пакеты научно-исследовательского назначения, САПР и т.д.), первоочередной является подготовка технически грамотных пользователей ЭВМ в соответствующих профессиональных областях. (Даже содержательная линия «Алгоритмика и программирование» в новом федеральном стандарте получила название «Алгоритмика и исполнители» – фактически программирование здесь тоже заменено пользованием специализированной инструментальной средой управления тем или иным исполнителем.) Отсюда ориентация школьного курса информатики в сторону информационных и коммуникационных технологий, чуть было не закончившаяся его превращением в составную часть предмета «Технология» (бывший «Труд»).

Следует, однако, предостеречь методистов и преподавателей, чрезмерно увлекающихся подобным перепрофилированием. Ведь, говоря об ИКТ как о технологии, легко перейти грань между обучением и натаскиванием, сводя преподавание к чистой выработке навыка работы с конкретными программами. Да, многие простейшие действия пользователя ЭВМ должны быть реализованы в форме навыков, доведенных до автоматизма. Но это относится прежде всего к основным «базовым» манипуляциям по управлению компьютером и работой программ, по вводу, обработке и визуализации информации. Но и здесь навык должен основываться на умении и знании. Например, следует не выучивать конкретные последовательности нажимаемых клавиш в редакторе Word при копировании фрагмента текста, а начинать с объяснения идеологии компьютерной обработки текстовой информации, с изучения текстового редактора как одного из классов прикладных программных средств, с рассмотрения программных механизмов, задействованных при операции копирования фрагмента через буфер обмена. Только тогда учащиеся освоят эту операцию не просто как формальное нажатие клавиш Ctrl+C и Ctrl+V, а как один из возможных способов реализации копирования информации вообще. Понимая смысл этой операции, они не затруднятся догадаться, как осуществить копирование любого объекта в документах любого типа. Зная же принципы построения и функционирования того или иного класса программных средств, они смогут отыскать способы реализации копирования в любой конкретной программе (версии программы) независимо от внешних изменений ее интерфейса.

Что нужно для получения таких знаний?

Во-первых, элементы программирования. Даже если учащийся в дальнейшей профессиональной деятельности никогда не будет заниматься написанием программ, он должен по крайней мере знать, как эти программы пишутся, понимать общие принципы работы алгоритмических конструкций, осознавать, чего можно, а чего нельзя ожидать от современной вычислительной техники. И одной только работы с исполнителями (в большинстве своем с достаточно узкоспециализированными задачами) для этого недостаточно.

Во-вторых, следует не забывать, что все выполняемые при помощи компьютера преобразования любой информации реализуются посредством вычислений. Именно числа – это «родной язык» ЭВМ! Поэтому наряду с программированием желательно уделить должное внимание элементам вычислительной математики, продемонстрировав основные алгоритмические приемы (не просто алгоритмические конструкции, а именно конкретные приемы!), позволяющие реализовать различные типовые действия по обработке информации: поиск минимума и максимума, сортировку, интегрирование и дифференцирование (как наглядный пример численных методов вообще) и т.п. Соответствующий курс предусмотрен во многих вузах технико-технологического профиля, но хотя бы с его основами полезно ознакомить и старшеклассников.

Итак, нам нужны элементы программирования и вычислительной математики. Но найти для них место в и без того загруженной школьной программе нелегко. Наилучшим способом решения этой проблемы может оказаться следующая тактика преподавания указанных тем в рамках курса информатики:

при изучении соответствующих информационных технологий – демонстрация примеров тех или иных преобразований информации, реализуемых средствами изучаемой прикладной программы, а затем объяснение программных механизмов, обеспечивающих рассмотренные процессы;

при изучении темы «Алгоритмика» – применение специальных обучающих программных средств, позволяющих осваивать приемы программирования, избегая при этом по возможности рутинной работы по собственно вводу программного кода;

самостоятельная практическая работа учащихся на уроке с обучающими программными средствами, не только демонстрирующими вышеописанные приемы и механизмы, но и позволяющими активно экспериментировать с ними;

в качестве домашнего или дополнительного задания – самостоятельное изучение сопутствующих тем (либо фрагментов учебного материала, глубже раскрывающих рассматриваемую тему).

Для всего этого необходимо наличие программного средства учебного назначения, специально разработанного для поддержки указанных тем курса и обеспечивающего требования наглядности, полноты и завершенности учебного материала. Такое программное средство должно быть равно пригодным и для централизованной демонстрации материалов преподавателем на настенном экране (в том числе с возможностью предварительного отбора, а также пополнения демонстрируемых материалов учителем), и для фронтальной работы учащихся в локальной сети компьютерного класса (включая текущий контроль знаний), и для индивидуальной самостоятельной работы учащихся, в том числе вне школы.

На сегодня этим требованиям в полной мере удовлетворяет единственная программная разработка – образовательный комплекс «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 классы». Возможности оболочки «1С:Образование» обеспечивают вышеперечисленный функционал (включая легкость навигации по материалам диска для пользователя с любым уровнем подготовки, реализацию практически всех существующих вариантов тестовых заданий, возможность сборки собственных информационных подборок (в том числе пополняемых) и их демонстрацию посредством медиапроектора, возможность как локальной, так и сетевой установки и пр.). Содержательное же наполнение в виде элективного курса «Вычислительная математика и программирование» включает в себя как общее описание алгоритмических конструкций и вычислительных методов, так и принципы работы с современными средствами программирования (Turbo Pascal, Visual Basic. NET, Borland Delphi и русскоязычная платформа «1С: Предприятие», ставшая де-факто стандартом в силу широкой распространенности программной продукции этой серии). На диске также имеется ряд интерактивных лабораторных сред для экспериментального изучения основных алгоритмических конструкций (ветвлений и циклов). Все это позволяет считать вышеназванный образовательный комплекс достаточным для поддержки тем курса информатики в рамках перечисленных форм обучения.

Дмитрий УСЕНКОВ, старший научный сотрудник Института информатизации РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте