Преимущества мультимедийных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя.
Уроки физики отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны прежде всего из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают физику, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. А ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью «управления» процессами, подвижными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения физики. По утверждению современных психологов, физическое мышление является синтетическим, интегрированным – как наглядно-образным, так и абстрактно-теоретическим.
Рассмотрим методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала.
Использование мультимедийных технологий учителем
Мультимедиа, если кратко, – это компьютер + проектор, который позволяет спроецировать на экран информацию любого компьютера из Сети, а также информацию из телевизора, видеомагнитофона и т.д.
Интересно рассмотреть подробнее возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках физики. При этом учитель может, например:
отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;
остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;
продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием «Почему?»
Использование компьютера учениками
Методические приемы при изучении нового материала здесь можно разделить на две большие группы.
1. При изучении текстового материала деятельность детей может состоять:
в нахождении ответов на поставленные учителем вопросы;
в очень кратком конспектировании;
в заполнении заранее подготовленных таблиц;
в создании единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т.п.
После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т.д.
2. При изучении процессов, явлений, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи:
зарисовать схему, сделать рисунок экспериментальной установки. Затем включить как пункт в «Описание физического прибора», «Описание физического эксперимента» при дальнейшем изучении материала;
внести изменения в параметры установки (задать большую скорость, уменьшить диаметр, увеличить расстояние и т.д.) и записать результаты;
преобразовать условия протекания физического явления (увеличить давление, уменьшить температуру и т.д.) и внести данные в таблицу;
составить, зарисовать график протекания процесса и т.п.
Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).
Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в «сильных» классах при изучении нового. Но с еще большим успехом их можно применять в «слабых» классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление. Широко практикуются выступления школьников с использованием мультимедиапроектора, а также заслушивание итогов индивидуальной творческой работы учащихся, выполненной с помощью компьютерных технологий. Такие работы, например рефераты, выполненные не на бумажной, а на магнитной основе, стали более иллюстративными, визуально емкими.
На уроках физики есть своя специфика закрепления – это решение задач. В процессе изучения методов использования компьютера для этих целей мы постарались найти ответ на главный вопрос: можно ли эффективно использовать компьютер не только для предоставления условия задачи, контроля ответа, но и в самом процессе решения? Причем использовать так, чтобы при этом была возможность быстро получить нужную формулу и записать ее в окончательном виде?
Оказывается, можно! Для этого при изучении каждой темы создается матрица, состоящая из таблицы и поля. В таблицу учителю надо предварительно занести несколько необходимых для решения задач по данной теме обозначения физических величин. На уроке на поле матрицы, ниже таблицы с этими величинами, ребята «раскладывают» решение в виде логической схемы. Таблица им нужна для того, чтобы не вводить символы, используя клавиатуру. Они просто «захватывают» мышкой необходимую величину из таблицы и ставят в нужную клетку матрицы.
Другая проблема: необходим механизм, обеспечивающий доступ к варианту решения каждого ученика и возможность его визуализации для всего класса. Выход был найден: через Сеть информация с монитора ученика передается на компьютер учителя и выводится на экран через мультимедиапроектор. В этом случае происходит проверка решения данного ученика (взаимопроверка). Но возможна еще и самопроверка. Тогда на экран проецируется решение данной задачи учителем.
Контроль знаний на уроках физики может быть как контролем усвоения теоретического материала, так и умения применять теорию на практике, т.е. решения задач.
В первом случае эффективно применение тестов. Во втором, кроме тестов, – непосредственно решение задач с помощью компьютера. Мы проводили контроль знаний с использованием смешанных тестов, содержащих и вопросы теории, и расчетные задачи.
Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств – измени хотя бы свое отношение к ним». Так и с контролем знаний. Мы не в состоянии изменить их содержание, тогда надо постараться изменить хотя бы форму его проведения, сделать ее более привлекательной. В компьютерном виде тренировочное решение задачи, тестов, непосредственно выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д.
При этом им можно пользоваться справочным материалом, подсказками, калькулятором. Естественно, что для них это самый объективный, справедливый вид контроля.
Ольга ОГОРОДНИК, заместитель директора по экспериментальной деятельности; Елена ТЕРЕХОВА, учитель информатики средней школы №1912, Зеленоград
Комментарии