search
main
0

Не урок, а занятие, не упражнение, а задание

Конкурс “Учитель года” находится в постоянном поиске и развитии. Создание новых номинаций – это шаг вперед. Сегодня утверждается гуманистическая образовательная парадигма, которая более полно учитывает интересы каждого ученика, дает ему возможность выбора. Какую личность мы хотим видеть на выходе из школы? Она должна быть способна к взаимодействию с окружающим миром, могла бы себя реализовать, заниматься производительным, интеллектуальным трудом и т.д. Все параметры, вынесенные в заголовки номинации, созвучны современной образовательной системе.
Номинация “Развитие творческих способностей детей” по сути венчает все остальные номинации. Может ли быть развитие творческих способностей без активных форм обучения? Конечно, нет. А без инноваций? Естественно, нет. Учитель, развивающий творческие способности детей, реализует все свои профессиональные качества, среди которых находятся также и исследовательская, и воспитательная функции.
Свои достижения в этой номинации демонстрировали учителя литературы, музыки, истории, начальных классов и т.д. И они должны были четко представить себе, что лежит в основе формирования творческих способностей детей и какими они должны быть в каждой предметной области, какова дидактическая среда, обуславливающая их развитие. И, наконец, надо точно знать, какие умения могут быть развиты на каждом конкретном уроке.
На любом конкурсе, а на этом в особенности, от учителя требовалось проявление методической гибкости. Нужно было, к примеру, учесть, какое место занимает проводимый им урок в системе уроков в данном конкретном классе. В нашей номинации было 10 человек. И многие из них показали высокий уровень своей профессиональной культуры.
В конкурсе из 78 номинантов приняли участие 11 учителей иностранного языка. Данный конкурс был многоэтапным. Учителя-“иностранцы” были представлены во всех турах и вошли в пятерку. Учителем года стал преподаватель немецкого языка из города Гатчины Игорь Борисович Смирнов. Отрадно осознавать, что предметная область – иностранные языки – находится в числе приоритетных.
В номинации “Развитие творческих способностей детей” “иностранцев” было четверо. И двое (Ирина Багина из Кирова и Николай Усков из Красноярска) вышли во второй тур. Им удалось успешно продемонстрировать личностно-ориентированный характер обучения на своих уроках немецкого языка. Преподаватели сумели организовать живое общение среди детей. Они готовили учеников к диалогу культур, уделяя внимание и культуре народа изучаемого языка, и своей собственной.
На уроках Багиной и Ускова дети с удовольствием принимали участие во всех видах учебно-познавательной и коммуникативной деятельности. Учителям удалось показать разнообразие эффективных приемов, мотивирующих изучение немецкого языка и дающих положительный результат в его освоении.
Наша номинация “Развитие творческих способностей детей” особая. Урок в ней больше соответствует такому дидактическому понятию, как занятие, а упражнения – творческому заданию. Следует подумать, как нам совершенствоваться дальше. Ведь тридцать минут урока для нашей номинации мало. Если бы учителя имели возможность, к примеру, провести не одно занятие, а два, тогда наглядней и ощутимей был бы результат.
Конкурс завершен… но предстоит большая работа по его анализу. Создание новых номинаций – несомненно, передовое направление в поиске новых форм, созвучных модернизации образования в контексте новой гуманистической образовательной парадигмы.

Элла СОЛОВЦЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте