Печаль и хандра накануне Нового года, по мнению психологов, – это вполне нормальное состояние человека, ведь его ожидание обнаруживает наши неосуществленные мечты и желания, планы и устремления. С другой стороны, предвкушение «завтрашней радости» (Макаренко) дает робкие, но все же надежды на лучшее, особенно теперь, когда нынешние реалии жизни словно перевернули наши представления о добре и зле, ввергли нас в пучину непрекращающейся тревоги, боли, горести, мы не можем найти ответы на многие вопросы, которые нежданно-негаданно преподнес нам двадцать второй год двадцать первого столетия.
Возвращаясь назад, в год 1992‑й, вспоминаю выступление Александра Григорьевича Асмолова на круглом столе, проведенном в газете в рамках программы майской недели финалистов, учителей года России-1992. Конкурс удивил его тогда по многим причинам. Во-первых, чудом для него стало то, что он вообще произошел в той кризисной атмосфере, которая царила в обществе.
Сложнейшая экономическая ситуация, невыплаты зарплат учителям, начавшиеся забастовки… А Москва собирает, несмотря ни на что, учителей и гостей из СНГ на профессиональный конкурс. Многие СМИ тогда отметили исключительность данного исторического факта. Одни учителя отстаивают свое профессиональное достоинство забастовками, другие – аргументами педагогического мастерства. Во-вторых, Советский Союз распался, а в педагогическом сообществе воссоздавалась идея, без которой жить нельзя, – единое образовательное пространство. Произошло, подчеркнул он тогда, единение, и никакие политики, никакие социальные сложности не смогли взорвать, нарушить этот новый рождающийся мир солидарности учителей и торжества профессионализма в школьном образовании, мир единого образовательного пространства.
Спустя тридцать лет история в чем-то повторилась. В этом, 2022 году – по-иному сложном и кризисном, драматичном и тревожном – снова педагогическое сообщество в лице тех, кто связан с конкурсом «Учитель года», демонстрировало единение и сплоченность, созидание и оптимизм, высокое служение детству, своей профессии. Во-первых, успешно и масштабно, причем впервые в Сибири, прошел 33‑й всероссийский финал, во-вторых, у нас появилась Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», официально зарегистрированная 5 марта. Она объединила более 50 российских регионов и за непродолжительный срок заявила о себе как о мощном ресурсе профессионального роста учителя. Прошедший в Самарском регионе в середине декабря XVI форум «Педагогическая гавань» стал ярким тому подтверждением. Как и череда событий, которые происходили на протяжении всего года в разных городах страны. О них рассказывало наше издание, во многих мы участвовали как организаторы и соучредители. Среди них педагогический фестиваль «Талант» в Ставропольском крае («Учительская газета» №20 от 17 мая 2022 года), 8‑й форум в Перми «Все звезды в гости к нам» («Учительская газета» №23 от 7 июня 2022 года), онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» («Учительская газета» №50 от 13 декабря 2022 года), межрегиональный семинар в Лазаревском, проводимый Клубом учителей Дона («Учительская газета» №50 от 13 декабря 2022 года), первая акция «Горьковская школа» в Нижегородской области, старт которой был дан также в этом году. Можно сказать, что оптимистические прогнозы Александра Асмолова тридцатилетней давности получают вполне реальные очертания, а еще мы приближаемся к тому, о чем говорил главный редактор «УГ» Петр Положевец в том же 1992‑м: он предложил преобразовать конкурс из творческого соревнования в творческую программу, которая могла бы повысить престиж учителя в глазах общества («Учительская газета» №18 за 1992 год).
От грустных мыслей, а тем более от уныния, что есть тяжкий грех, спасают вера, надежда, любовь! И конечно же, добрые дела, надежные друзья, любимая работа, семья, близкие и родные люди… А еще, оказывается, написание книги, что я и сделала в уходящем году. Она вышла в сентябре. Опубликованный в начале декабря второй тираж моей «Окрыляющей педагогики» с подзаголовком «Учитель года»: жизнь в конкурсе и после него», а это 600 страниц текста об истории конкурса, о людях, которые удивили педагогический мир, о смыслах и вечных ценностях, которые мне дороги, уже нашел своих читателей…
Созидайте и не унывайте, дорогие друзья, пишите и творите, дарите друг другу свет, добро, любовь и радость! С наступающим вас Новым годом!
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора
Комментарии