Финансовая грамотность населения определяет путь развития экономики страны. Человек может управлять своими средствами только в том случае, если он знаком с основными финансовыми понятиями и умеет их применять в реальных ситуациях. Особенно актуально начинать говорить о финансовой грамотности уже на дошкольном уровне образования.
В нашем комплексе «начальная школа – детский сад» дошкольники погружаются в мир финансовых отношений через игру. Учащиеся 4‑х классов начальной школы – детского сада №72 являются волонтерами для детей детского сада. Они разработали свои правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие.
2. Уважай мнение других.
3. Не умеешь – научись.
Педагоги нашей организации предложили учащимся 4‑х классов разные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста и просили выбрать те, которые, на их взгляд, будут эффективными. Младшие школьники выбрали следующие формы и методы работы:
– марафон добрых дел (оказание помощи младшим), совместные выходы на прогулку;
– экологические и трудовые акции, игровые обучающие ситуации, организацию творческих конкурсов, выставок, соревнований;
– метод моделирования: проблемно-поисковый (проектная деятельность), исследовательский (предполагающий выполнение дошкольниками заданий под руководством волонтера), словесный (объяснение, рассказ, беседа).
В детском саду волонтеры проводят физминутки на английском языке, готовят слайды и видеофильмы по темам недели, работают в малых группах и проводят индивидуальную работу с детьми в режимных моментах.
Таким образом, использование этих форм и методов работы позволяет развивать универсальные учебные действия у дошкольников, что способствует формированию у них способностей к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Работа волонтера строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода.
Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в источниках информации.
Дети младшего школьного возраста принимают активное участие в организации и проведении игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Данный вид деятельности направлен на решение социальной задачи – преемственности детского сада и начальной школы и на успешную социализацию детей в мире финансовых отношений. Волонтеры ставят перед собой цели: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста и сохранять их познавательный интерес к финансовым играм. Чтобы стать волонтером, необходимо пройти отбор, обучение и подготовку. При организации игр по финансовой грамотности педагоги достаточное время уделяют подготовке волонтеров, развивая в них необходимые личностные качества: организаторские способности, усидчивость, сосредоточенность, умение уверенно держаться. В самом начале деятельности у младших школьников проходит тренировка навыков эффективной коммуникации в процессе знакомства с воспитанниками детского сада: участие в совместных мероприятиях – экологических проектах, спортивных играх, праздниках.
Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний по финансовой грамотности. В 4‑х классах (занятия проходят 1 раз в 2 недели) в предметную область «Математика и информатика» введен внутрипредметный модуль «Финансовые ступеньки». Модуль позволяет формировать у учащихся умение планировать собственный бюджет и составлять личный финансовый отчет, проводить вычислительные операции, знакомить с рядом экономических понятий. Введение в предметную область «Иностранный язык» (занятия проходят 1 раз в 2 недели) внутрипредметного модуля «My money». Модуль направлен на знакомство учащихся с денежными единицами таких стран, как Великобритания, США, Австралия и т. д., что способствует формированию коммуникативных навыков в ситуациях «покупка – продажа», «семейный бюджет».
Раз в неделю (30 минут) волонтеры в процессе игры с дошкольниками проходят сообучение (обучение в сотрудничестве), причем и воспитанники, и волонтеры являются субъектами процесса. Волонтер чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы воспитанников.
Таким образом, совместная работа создает фундамент культуры разновозрастного общения между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Волонтер-школьник сам включается в игру, помогает дошкольнику самостоятельно находить ответы на вопросы, инструктирует, наблюдает, поддерживает интерес. Учащиеся начальной школы участвуют в разработке сценариев и атрибутов, готовят маршрутные листы, задания, песни, загадки для игр. Все игры по финансовой грамотности проходят с участием сказочных персонажей – Гнома-эконома, Зайца-финансиста, Фикси-героев и др. В ходе игры детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает распределение ролей, организацию игровой ситуации, введение соревновательных элементов, выполнение игровых действий. Практические методические приемы помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Ребенок гораздо лучше запоминает, для чего нужны деньги, из чего состоит семейный бюджет, что такое доход и расход и т. п. В данных играх применяются и словесные методы, которые обеспечивают живое общение между детьми.
Популярным и доступным видом волонтерской деятельности для дошкольников является чтение сказок и историй на тему финансовой грамотности, особенно тех, которые предполагают инсценировки сказочных зарисовок и ситуаций. Отличным материалом для этого является книга Э.Матвеева «Дима и совенок». Озвучивая сказку, волонтеры ведут диалог с воспитанниками детского сада, помогают дошкольникам в постановке небольших сюжетов на тему финансовой грамотности по материалам историй из книги Э.Матвеева. В ходе диалога и инсценировок каждый дошкольник имеет возможность не только поделиться своим мнением о прочитанном, но и получить полезные знания.
Комментарии