search
main
0

«Не трудящийся да не ест». Серия уроков, разработанная молодежным Центром прав человека и правовой культуры

Тема «Право на труд (свобода труда; труд – право или обязанность; проблема безработицы; право на справедливую оплату и благоприятные условия труда)»

Два занятия

Задачи. В ходе занятий ученики познакомятся с двумя трактовками права на труд («либеральной» и «советской»); получат первые элементарные навыки грамотного в правовом отношении поведения в сфере трудовых отношений.

План

Каково содержание понятия «право на труд»?

«Либеральная» и «советская» трактовки этого понятия.

Моделирование ситуаций «поступление на работу» и «увольнение» в государствах с плановой и рыночной экономикой.

Ход урока

Урок начинается опросом мнений учеников по кругу:

Каково, по-вашему, содержание понятия «право на труд»?

Чаще всего дети называют возможность свободного выбора профессии, видов деятельности; право на справедливую оплату труда; защиту от безработицы и многие – обязанность государства предоставить каждому работу по специальности. Учителю не следует сразу же затевать дискуссию, нужно только обратить внимание на те аспекты, о которых дети обычно забывают: запрет дискриминации, право на создание профсоюзов и на забастовку. Затем выделяется самая сложная проблема – должно ли государство гарантировать каждому возможность работы? В какой мере необходимо и допустимо вмешательство государства в отношения работника и работодателя?

Лекция учителя

Учитель рассказывает о том, что сама идея права на труд появилась достаточно поздно (по сравнению с теорией естественных прав человека), и постепенно сформировались два совершенно противоположных подхода к трактовке этого права, а сейчас мы можем говорить уже о том, к каким результатам приводит воплощение этих подходов в жизнь.

В либеральной традиции принято говорить скорее не о праве на труд, а о «свободе труда», т.е. о запрете дискриминации, праве выбора видов деятельности и праве распоряжаться своей рабочей силой, своими способностями: искать работу, заключать договоры, соглашаться (или не соглашаться) на предлагаемые условия и т.д. При этом часто действия профсоюзов расцениваются как нарушение свободы труда (например, когда забастовщики не допускают штрейкбрехеров к рабочим местам). Безработица считается неизбежной и даже необходимой, если она не превышает определенного уровня. (Это очень упрощенная схема, в действительности в большинстве развитых стран законодательно регулируются многие стороны трудовых отношений, разработаны программы борьбы с безработицей. К сожалению, в современной российской публицистике именно классическая «буржуазная» трактовка изображается как идеал, именно о ней мы и предлагаем говорить в начале урока.)

Второй подход напрямую связан с историей рабочего движения, с борьбой за улучшение условий труда, повышение уровня зарплаты и т.д. Слова апостола Павла: «Не трудящийся да не ест», понятые буквально, стали основным лозунгом самых разных революционных движений. Эти идеи попытались воплотить в жизнь в СССР и других соцстранах. Главное в праве на труд, по мнению советских правоведов, заключалось в том, что государство должно было обеспечить работой каждого человека, а труд на благо государства был обязанностью. Чтобы обеспечить всех работой, государство, разумеется, должно было регулировать все отношения в сфере труда, ни о какой «свободе труда» речи быть не могло.

Работа в группах: моделирование ситуаций.

Переходя к практическому заданию, учитель может сразу спросить детей, кому какой подход нравится больше, и собрать единомышленников в группы. Если окажется, что какая-то позиция завоевала слишком много сторонников, придется делить произвольно. Для работы необходимо четыре группы. Двум из них дается задание продумать, как могло происходить поступление на работу и увольнение «при социализме», двум другим – «на Западе».

Домашнее задание

Написать сочинение «Встреча двух неудачников», герои которого – жители социалистической и капиталистической стран – обсуждают недостатки обеих систем.

План второго занятия

Безработица: плюсы и минусы, способы снижения уровня безработицы и смягчения ее последствий.

Справедливая оплата труда и проблема равенства.

Проверка домашнего задания.

Проверку можно организовать в традиционной (чтение вслух нескольких сочинений) или в игровой форме: предложить желающим, импровизируя, разыграть перед классом эту беседу.

Дискуссия о проблемах безработицы.

Перед тем как начинать дискуссию, необходимо точно определить, какие бывают формы безработицы и какие могут быть причины того, что человек остается без работы. Особое внимание следует обратить на скрытую, замаскированную форму безработицы (отпуск за свой счет, уменьшение нагрузки, сокращение рабочего времени при соответственном уменьшении зарплаты).

Проведение самой дискуссии не представляет больших сложностей, все аргументы «за» и «против» хорошо известны. Учителю нужно только следить за корректностью выступлений и не забывать о времени (на саму дискуссию отводится не более 10 минут).

Беседа.

Начинаем разговор о справедливой оплате труда с вопроса: «Что вы понимаете в данном случае под справедливостью?» Ответ: «Равная оплата равного труда» не исчерпывает всей сложности проблемы, так как на разных предприятиях люди за одинаковый труд получают разную зарплату. Ответ: «Справедливая – это такая, чтобы человек мог вести достойное существование» слишком неопределенный и переводит разговор в область благих пожеланий. В реальности трудящиеся могут только добиваться законодательного закрепления идеи индексации минимальной оплаты труда и своевременной выплаты причитающейся зарплаты (уже есть немало примеров выигранных процессов против дирекции предприятий, городской администрации, систематически задерживавших работникам зарплату, но нет случаев, когда бы суд определил, что данная зарплата не соответствует определению «справедливая»). Уполномоченный по правам человека выступил с предложением о закреплении в КЗоТе права работника приостановить работу в случае невыплаты заработной платы.

Тема «Традиционные и новые независимые профсоюзы (их цели, структура, роль в борьбе за социально-экономические права)

Задачи. Ученики должны получить представление о профсоюзе как особом типе общественной организации (цели, строение, виды деятельности); познакомиться с основными положениями Закона «О профессиональных союзах».

План урока

Зачем трудящиеся объединяются в профсоюзы? Место профсоюзов среди общественных организаций.

Каким должен быть профсоюз?

Беседа с опорой на знания темы «Свобода собраний и ассоциаций».

Учитель предлагает детям вспомнить изученный ранее материал по теме «Свобода собраний и ассоциаций» и ответить на вопрос: «Зачем трудящимся объединяться в профсоюзы?» Надо учитывать, что в СССР сложилось представление о профсоюзах как об организации несамостоятельной, «школе коммунизма», поэтому и ученики могут высказать сомнение в полезности лично для них профсоюзов. Следующий вопрос, который необходимо обсудить: чем отличаются профсоюзы от политических партий? (не занимаются собственно политической деятельностью, т.е. не участвуют в борьбе за власть, отстаивают социально-экономические права трудящихся); от правозащитных организаций? (правозащитники защищают права конкретного человека несмотря на его социальное положение, а профсоюзы – это организации именно и только трудящихся).

Практическая работа в микрогруппах.

Ученики работают в микрогруппах, анализируя предложенные учителем ситуации. Задача – на основании описанного случая выделить принципиально важные особенности настоящего профсоюза, отличающие его от псевдопрофсоюза.

Примерный набор ситуаций:

В новой частной школе проходит первое профсоюзное собрание (все работники школы – члены профсоюза работников образования), на котором председатель предлагает выбрать в профком директора школы. Как бы вы повели себя на месте членов профсоюза?

В большом химическом НИИ есть старая профсоюзная организация, членами которой являются девять десятых работников, от докторов наук и высококвалифицированных рабочих до секретарши директора и уборщиц. На всех собраниях принимаются решения, выгодные дирекции, так как люди, хорошо разбирающиеся во всех проблемах науки, оказываются в меньшинстве. Несколько научных сотрудников недовольны этим и хотят создать новый профсоюз. На каких организационных принципах вы бы посоветовали его строить?

Недовольные «соглашательской политикой профсоюзного руководства» шахтеры собрались для выработки новой стратегии действий и перевыборов. К ним обращается представитель левой молодежной организации с предложением сотрудничества в борьбе с областной властью, «прокручивающей» шахтерскую зарплату в неких коммерческих структурах. Он предлагает ввести в профком кого-нибудь из своей организации «для лучшей координации действий». Что бы вы посоветовали шахтерам?

Директор крупного оборонного завода предлагает профсоюзному комитету больше внимания уделять производству, трудовой дисциплине, а не критике распоряжений администрации. Производительность труда падает, и, если не произойдет резкого перелома в отношении рабочих к своему делу, завод разорится. Какое решение должен, по вашему мнению, принять профком?

Готовится отраслевая предупредительная двухчасовая забастовка. Центральный орган профсоюза, включающего несколько сотен организаций, неожиданно принимает решение: «Мы не участвуем в забастовке». Несколько местных организаций не согласны с этим. Могут ли они бастовать, или это предательство по отношению к остальным организация?

Общее обсуждение.

При общем обсуждении дети легко сумеют назвать основные принципы организации и деятельности профсоюзов: объединение работников одной профессии, невозможность для администрации состоять в одном профсоюзе с работниками, независимость от политических партий, самостоятельность местных организаций в принятии решений, касающихся только их (федеративный принцип строения), последовательная борьба за интересы трудового коллектива.

второго занятия урока

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте