Вере Никифоровой всего 30 лет. Ну ладно – 32. Но она молодец, и у нее все хорошо. Есть любимая работа, на которой она может пугать всех людей, даже мужчин (да-да, стоматолога ведь все боятся). Есть просторная квартира и любимый Константин. Костя – это кот. Имелся муж Сережа, однако бракоразводный процесс творит чудеса: был супруг – и нет его. А почему процесс? А потому что любил Сергей ходить налево. И с тех пор Вера… На платформе KION – цифровой релиз комедийного сериала Дмитрия Гайтяна и Ольги Сафроновой «Женщина в состоянии развода».
Так вот, из-за тяги бывшей половины к слабому полу, к стремлению любить все, что движется и в статике, Вера (Мария Машкова) не особенно любит мужчин. Более того – она их и не уважает. Всякого может обдать холодом своих красивых голубых глаз. Любого обесценит. Каждому посмотрит в рот – не в том смысле, что заслушается, что вы! Не родилось еще в России такого богатыря, что увлек бы беседой суровую Веру Петровну. И не с той целью, чтобы улыбкой восхититься. Нет, Никифорова глядит на зубной ряд – ровный или кривой, натуральный или искусственный, а если второе, то где протезировались? Профессиональная деформация соседствует с легким презрением и сожалением: не существует на свете симпатичных мужчин с идеальными зубами. Нет совершенства в природе.
«А не нужны мужчины!» – убеждает себя героиня, расхаживая по просторной квартире. «Я все могу сама!» – чуть ли не поигрывая мускулами, говорит двум задушевным подругам в ресторане. Те реагируют каждая по-своему, в зависимости от семейного статуса. Роковая красотка Шура (Анна Котова-Дерябина), так называемая разведенка с прицепом (в качестве последнего выступает семилетний сын Платон), поддерживает Веру. Зато Сонечка (Евгения Турова), даже после нескольких лет брака влюбленная в мужа, откликающегося на «Володенька», считает: Вере необходимо снова выйти замуж.
«Нет», – упорно твердит молодая женщина. Никифорова – из рядов феминисток? Такое впечатление может сложиться. Но не стоит делать поспешных выводов. Помнится, простоквашинский почтальон Печкин свой скверный характер объяснял отсутствием велосипеда. Никифорова может оправдать свою агрессию в отношении сильного пола наличием матери-надсмотрщицы (Евгения Бордзиловская) в колонии строгого режима. Мама для Веры всегда незыблемый авторитет, большая фигура и лишь время от времени, на короткий миг, по-настоящему близкий человек, с которым можно и посмеяться, и поплакать, и обсудить какие-нибудь домашние дела, например рецепт лимонно-имбирного бисквита. Первый же взгляд на Никифорову-старшую не оставляет иллюзий и сомнений: Вера не феминистка, просто у нее такая властная мама, что поневоле приобретешь паттерны пламенного борца за свободу.
Драматургия хорошей истории требовательна: нужно, чтобы центральный персонаж попал в ситуацию, из которой он будет выбираться, теряя калории и получая шишки и опыт. Вере достается изрядный кусок пирога тягостей. Во-первых, мама звонит прямо с места службы и сообщает «радостную» весть: «Скоро приеду, жди» (между тем она не знает о дочкином разводе, поэтому нужно придумать, как объяснить отсутствие мужа). Во-вторых, в женской консультации после осмотра харизматичная доктор, заполняя карту Веры, ворчит, что, мол, часики тикают, и не зря, надо рожать и как можно скорее. Вот прямо сейчас бросить все и искать кандидата в отцы ребенка.
Удивительно, но Никифорова после этого и других похожих советов все-таки пытается найти подходящего мужчину. Но мы же помним, да, – нет идеальных.
Правда, однажды случится: Вера встретит Андрея (Артем Ткаченко) – обаятельного ветеринара с красивыми зубами. И решит, что это лучший вариант на долгую счастливую жизнь, что надо брать. Да, но у Александра (Евгений Антропов), коуча по харизме, на курсы которого прилежно ходит Никифорова, ее избранник не вызывает доверия и приязни. И вот тут загадка для зрителя: Андрей и правда скрывает под маской доброты и общительности что-то темное? Или?..
«Женщина в состоянии развода» хороша тем, что это история с привычным, буквально сказочным сюжетом и узнаваемыми архетипами. Золушку заказывали? В наличии. Злая мачеха? Тоже есть, только она будет в одном флаконе с доброй мамой. Бал? Лекция Александра, на которую нужно прийти обязательно, а иначе не будет счастья. Фея? Сам Александр. Принц? О нем уже сказано выше. И так далее. А еще бонусы: отсылы к золотому фонду российского кино, например к «Служебному роману» Эльдара Рязанова.
«Женщину» хочется смотреть также потому, что это действительно комедия, в которой играют хорошие актеры. Одно удовольствие наблюдать Анну Котову-Дерябину – запомнившуюся многим по второплановой роли в «Оттепели» Валерия Тодоровского, она не остановилась на первом успехе, а сделала его фундаментом новых побед.
«Женщину» полезно изучать даже с карандашом в руке и записывать «Как вести себя на первом свидании» или «Как разговаривать с токсичной матерью». С одной стороны, кино при таком раскладе теряет в художественности, с другой – приобретает в просветительском плане. Это многим нравится.
«Женщина» интригует. Безусловно, мы сразу понимаем, что в последней серии Вера предстанет перед нами женственной и обаятельной, при этом сильной. Все ранее незнакомые мужчины сделают ей предложение, а бывший муж так захочет вернуться, что, возможно, поклянется: «Никаких прелюбодеяний больше». Но интересно, какой путь пройдет героиня до этого чудесного момента: настоящий бал, принц, близкое состояние счастливого брака… Будем смотреть, желая Золушке сил и удачи.
Комментарии