В 1978 году я окончил московское техническое училище №54, получив рабочую профессию «автоэлектрик». Были планы посвятить себя этой профессии, но мой бывший мастер Валерий предложил мне поработать в родном училище в должности мастера производственного обучения. Уже позже я осознал, что волею судьбы именно на этом поприще мне представилась возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, воплотить свои идеи и способности в работе с молодежью.
Мастер – это профессионал высокого уровня, и абсолютно понятно, что никто не становится им в одночасье. Недаром на Руси говорят: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Для меня, как мастера производственного обучения, необычайно важно каждому подростку дать возможность самореализоваться, почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный педагогом. Я мастер! Для меня это прежде всего образ жизни и, как я уже понял, проработав в системе профессионального образования почти 30 лет, призвание. Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Мне нравится учить других и самому учиться.Если подводить профессиональные и личностные итоги, то логично ответить самому себе на вопрос: чему же я научился за эти годы? Что изменилось во мне как личности? Думаю, с уверенностью можно сказать, что многое. Анализируя свой опыт работы, я могу определить три качественных этапа формирования творческой личности учащихся: первый, когда пробудившиеся интересы и склонности воспитанников перерастают в потребность заниматься творчеством, самореализоваться; второй, когда творчество детерминирует стремление к творческой интеграции со сверстниками, и третий, когда творчество определяет развитие новаторской позиции. С учетом этих этапов выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование творческой активности учащегося, развитие образного, логического и технического мышления, способности к осуществлению рационализаторской и изобретательской деятельности, к самооценке ее успешности. Разработанная мною методика поэтапного обучения учащихся колледжа техническому творчеству предусматривает начальное обучение техническому творчеству, подготовку к творческой деятельности по избранной профессии, развитие технического творчества до уровня рационализации и изобретательства. Творческие способности – базовые ресурсы цивилизации, поэтому их развитие важнейшая задача мастера производственного обучения. С 2003 года учащиеся под моим руководством изготовили более 30 учебно-наглядных пособий, лабораторно-диагностических стендов и устройств, которые демонстрировали на городских, всероссийских и международных выставках. Мои учащиеся награждены дипломами и грамотами разного достоинства, медалями за успехи в научно-техническом творчестве, золотой медалью «Лауреат ВВЦ», Премией Президента РФ в поддержку талантливой молодежи. Современное общество и экономические условия выдвигают новые требования к выпускнику профшколы XXI века. Высокий профессионализм и компетентность, способность оперативно включаться в профессиональную деятельность сразу же после окончания учебного заведения, фундаментальная теоретическая и практическая подготовка, высокая адаптивная способность, потребность и способность к переподготовке и повышению квалификации, коммуникативные способности, наличие экономического, предпринимательского сознания – это и есть образ сегодняшнего выпускника. Верхом похвалы было слушать слова благодарности в свой адрес от выпускников и руководителей производств на проходившей в колледже встрече с выпускниками в рамках Недели профессионального образования. Для меня это не только работа почти всей моей сознательной жизни, но и предмет гордости.Александр ВАСИН, мастер производственного обучения колледжа архитектуры и строительства №7
Комментарии