search
main
0

Не торопитесь ставить клеймо «необучаемый». Все ли резервы исчерпаны?

В России ребенок с особыми образовательными потребностями имеет равные с другими детьми права. До недавнего времени такой ребенок мог обучаться только в коррекционных учреждениях, где были специалисты, знающие, как работать с особыми детьми, и сопровождающие их на всем пути обучения. Сейчас ситуация несколько изменилась. – Многие родители уже не хотят отдавать детей в специальные образовательные учреждения, – говорит директор Центра специального образования Самарской области Зинаида Антонова. – Надо, чтобы у родителей был выбор учебных заведений – специальных и обычных и возможность определить, где их ребенку будет лучше.

Самарской области создана уникальная региональная система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Она включает областную лабораторию специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста (до 3 лет) и 13 служб ранней помощи, которые действуют в каждом образовательном округе области. Целей создания этой системы несколько: охват всех детей раннего возраста и их семей ранней специальной помощью, диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений, подготовка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

– Именно в период от рождения до 3 лет комплексное вмешательство в развитие ребенка может серьезно изменить его судьбу, – рассказывает Ульяна Косарева, консультант отдела общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Самарской области. – Чем раньше специалист установит отклонения в развитии ребенка и устранит их, тем лучше.

Среди детей, нуждающихся в услугах службы ранней помощи, есть неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие, дети с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата. В 2004-2006 годах в службы ранней помощи обратились около 6500 человек. Из них 3000 были даны разовые консультации. Для 3500 детей составлены и реализованы программы реабилитации. 80 процентов детей, с которыми работали специалисты, достигли уровня возрастной нормы. Теперь им не нужны ни специальные детские сады, ни интернаты.

Интеграция полезна. Всегда ли?

Детские сады Самарской области имеют возможность принимать не только обычных детей, но и ребятишек с отклонениями в развитии. В регионе работают группы разных форм обучения – интегрированные, специальные, группы компенсирующего обучения и кратковременного пребывания. Есть детские сады, при которых созданы логопункты.

– В наших детских садах открываются самые разные специальные группы для детей с задержкой умственного развития, с синдромом Дауна, с аутизмом, есть группы с нарушениями зрения и слуха. Появилось много запросов от родителей зачислять их детей с нарушениями в развитии именно в интегрированные группы, – рассказывает Вера Дмитриева, заместитель директора Центра специального образования Самарской области.

– Раньше ко многим детям, например к детям с синдромом Дауна, относились с предубеждением: зачем работать с ними, если результата все равно не будет? – продолжает мысль коллеги Зинаида Антонова, директор Центра специального образования Самарской области. – Но сейчас детские сады не боятся брать таких детей, ведь педагоги поняли – у них есть потенциал, и его надо развивать.

Самарский детский сад №368 «Центр развития ребенка» – одно из первых дошкольных образовательных учреждений города, начавшее брать детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь есть три интегрированные группы, в каждой из которых могут воспитываться по три ребенка-инвалида.

– Такие сады очень нужны, потому что детей-инвалидов, которые могли бы посещать интегрированные группы, много. Но, к сожалению, мы можем принимать ограниченное количество детей с особыми потребностями, – рассказывает Татьяна Бойцова, директор детского сада №368.

Сейчас вместе с обычными детьми в сад ходят дети с разными диагнозами: ДЦП, синдром Дауна, умственная отсталость, аутизм. Детей возят из разных, часто отдаленных районов города.

– Мы проделали большую работу, перед тем как набрать особых детей, – говорит Татьяна Бойцова. – Получили оборудование – коляски, качалки, сделали пандус. Обучили педколлектив, логопедов.

В этом детском саду за ребенком наблюдают и педагоги, и психологи, и врачи. Благодаря сотрудничеству с детской поликлиникой с детьми работают невропатологи, логопеды и дефектологи.

– Всегда мы работали только со здоровыми детьми, – продолжает разговор воспитатель Валентина Хорина. – Поэтому очень боялись появления особых. Думали, как они будут здесь находиться? Ведь некоторые дети неходячие…

Двухлетнюю Анюту Забродину, девочку с синдромом Дауна, принесли в садик на руках, потому что она не ходила. В группе Ксюша ползала, а на прогулку ее вывозили на коляске. На занятиях девочка вместе со всеми, как могла, рисовала и лепила. Именно в детском саду она начала ходить и разговаривать.

У шестилетнего Егора аутизм третьей степени, почти самой тяжелой. Пришел он в сад поздно, считают воспитатели. Если бы привели мальчика года три назад, можно было бы сделать больше. Когда год назад Егор появился в саду, его считали почти необучаемым. Он ни с кем не общался, говорил на непонятном, «птичьем» языке. Сейчас он узнает воспитателей, обнимает их и целует. Очень любит бывать на музыкальных занятиях, танцевать.

– Многих детей можно скорректировать, исправить, – считает директор Татьяна Бойцова. – За год они значительно продвигаются в развитии.

Сначала весь коллектив терзал вопрос: как отнесутся к детям-инвалидам здоровые дети и их родители? Но оказалось, что воспитатели тревожились напрасно: дети отнеслись к появлению в группах «не таких, как они» очень тепло, помогали во всем, заботились о них. А из родителей никто не был против соседства с их детьми ребенка-инвалида.

Работать с инвалидами трудно. Многим из них необходим индивидуальный помощник, который мог бы сопровождать ребенка в течение всего дня. Иногда в саду работают волонтеры. Но в основном их роль выполняют родители, некоторые из которых безотлучно находятся со своими чадами. Но мало у кого из родителей есть такая возможность – днем быть с ребенком в детском саду. Беспокоит и еще одна проблема – педагогические кадры. Работают в системе дошкольного образования в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Трудно найти желающих трудиться за зарплату в 3700 рублей (столько получает воспитатель высшей категории).

– Хотелось бы, чтобы открывалось больше таких интегрированных групп, как у нас, – продолжает разговор педагог-психолог Татьяна Кудряшова. – Но нельзя сказать, что интеграция будет полезна всем детям. Ведь в специальных образовательных учреждениях идет обучение, развитие и коррекция детей по особым методикам, занятия со специалистами проводятся каждый день. А в обычных учреждениях не всегда есть нужные специалисты.

Диагноз – синдром Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная наличием в 21-й паре хромосом лишней хромосомы. Согласно статистике, с синдромом Дауна появляется на свет один ребенок из 600-900. Это соотношение приблизительно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличия или отсутствия вредных привычек, питания, достатка, уровня образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом. На современном этапе развития науки полностью вылечить синдром Дауна, то есть убрать из каждой клетки ребенка лишнюю хромосому, невозможно. Очень часто дети с синдромом Дауна имеют многие дополнительные нарушения здоровья, обусловленные наличием лишней хромосомы: снижение слуха и зрения, нарушения функции щитовидной железы, врожденные пороки сердца, заболевания крови и пищеварительной системы.

– Диагноз не должен определять жизненный путь ребенка, – утверждает Ольга Пудовкина, председатель самарского общества «Даун-синдром», мама трехлетнего Данилки, мальчика с синдромом Дауна.

Когда родился сын, Ольге, как и другим мамам детей с подобным диагнозом, предложили отказаться от новорожденного.

– Нам говорили, что эти дети никогда ничего не поймут, что их не возьмут ни в школу, ни в детский сад. Что они неуправляемые и агрессивные и будут ездить на инвалидных колясках. Мало кто думает о том, что такие дети будут и должны жить в обществе. И этому необходимо учить! Надо дать им возможность общаться со сверстниками. Ведь это полезно и здоровым детям.

Ольга Пудовкина выяснила, что в Самаре на базе Центра специального образования работает служба ранней помощи, где с детьми до 3 лет занимаются логопеды, психологи, дефектологи. Это еще и своеобразный родительский клуб: здесь встречаются и обмениваются опытом папы и мамы, их учат развивать своих детей, правильно ухаживать за ними. Постепенно родители детей с синдромом Дауна поняли, что им необходимо объединиться и создать свою организацию. Так появилось общество «Даун-синдром».

– Мы защищаем права наших детей и делаем это успешно, – рассказывает Ольга Пудовкина. – Есть у нас добровольные помощники, волонтеры, студенты – юристы Самарского государственного университета, которые бесплатно консультируют родителей. Особенно остры проблемы дошкольного и общего образования.

Начали родители свою общественную деятельность несколько лет назад с устройства в детский сад по месту жительства одного ребенка с синдромом Дауна. Заведующая детсадом заявила, что этого не может быть никогда. Начались бесконечные хождения по инстанциям: в Департамент образования, в городскую администрацию… В результате ребенка все-таки приняли в обычную группу детского сада.

– А ведь проблемы наших детей не самые сложные. Да, у них есть различные сопутствующие заболевания, но в основном не бывает особых противопоказаний к посещению обычных групп, – говорит Ольга Пудовкина. – Общение со сверстниками – мощный развивающий фактор, а ребенку надо дать возможность развивать способности. Но вокруг хором все твердят, что наши дети необучаемые и им место в пансионатах и спецшколах.

Но мы считаем, что наши дети смогли бы хорошо учиться и получить профессию, смогли бы жить самостоятельно, если бы были созданы условия для этого. Однако пока еще в умах многих крепка мысль, что инвалиды, и в частности люди с синдромом Дауна, – лишние, ненужные, балласт. К счастью, думающих так постепенно становится меньше.

Самара

P.S.

Имена некоторых детей изменены по просьбе их родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте