search
main
0

Не только умом, но и сердцем

Преодоление коммуникативных барьеров и психологическая защита

Детство – один из важных этапов жизни ребенка. Очень важно, чтобы педагоги и специалисты комплексной службы сопровождения создавали комфортные психологические условия для получения опыта, навыков, первоначальных знаний, которые необходимы дошкольнику с дополнительными образовательными потребностями. Среди наших воспитанников есть дети с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, РАС, с умственной отсталостью.

Обучение детей в школе №1355 осуществляется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, что позволяет уделить особое внимание коррекционным здоровье­сберегающим технологиям.

Вся наша коррекционная работа осуществляется комплексно в течение всего времени пребывания в группе и с участием всех педагогических работников: воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора.

Для психотерапевтической и развивающей работы мы используем сказкотерапию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, так происходят коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. Для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя применяются технологии музыкального воздействия. Например, музыка Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создает положительный эмоциональный фон.

Для снятия у детей нервного напряжения и подключения внутренних резервов организма используется арт-терапия. В своей работе мы применяем методы изотерапии, куклотерапии, цветотерапии, которые также дают возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствуют преодолению коммуникативных барьеров и создают психологическую защиту.

Особое внимание мы уделяем игротерапии, так как в дошкольном возрасте основная деятельность ребенка – игра. Она способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку.

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Они проводятся во все временные отрезки пребывания ребенка в детском саду. Проводятся в группе, на занятиях по физической культуре, музыкальном занятии, а также на прогулках.

Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, а самое главное – имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного состояния ее участников.

Для снятия мышечного и нервного напряжения у детей с ОВЗ мы применяем специальные техники для релаксации. В этом учебном году в группах компенсирующей направленности стали проводиться занятия по логоритмике. Логоритмические занятия помогают детям развивать реакцию, координацию движений, артикуляцию, слуховое внимание и зрительную ориентировку, а также способствуют запуску речи.

Для снятия стресса, развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности проводим игры с песком. Игра с песком – это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Очень часто дети не могут выразить свои переживания, страхи, и тут нам на помощь приходят игры с песком. Проигрывая волнующие ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В этом нам помогают такие упражнения, как «В гости к другу», «Что случилось?», «В гостях у песочной феи».

Наша школа имеет в своей структуре бассейн, это позволяет использовать плавание как мощный фактор оздоровления, сохранения и укрепления здоровья, закаливания детей. Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные детей, стимулируя их нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение возбуждает клетки коры головного мозга, укрепляет мышцы ребенка, сердечно-сосудистую систему, дыхательный аппарат.

Можно смело утверждать, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ способствует улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Ольга ПАПЕКОВА и коллектив школы №1355

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте