Не только терновый венец
Какой же смысл вкладывается в акт вручения награды? Петр I, учредивший в 1698 году первую и высшую государственную российскую награду – орден святого апостола Андрея Первозванного, – приставлял к ней не только “за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги”, но и “для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям”.
В народе всегда очень трепетно относились к наградам. Помните фразу из песни Высоцкого – “Отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер!”? Тогда, в незапамятные шестидесятые, молодой и не слишком лояльный к властям поэт воспринял тем не менее вручение незаслуженного ордена “Герой Советского Союза” египетскому руководителю как национальный позор и личную обиду…
На этих полосах мы хотим познакомить вас с историей специальных учительских наград, от самых ранних до самых последних. Пусть это послужит “для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям”!
Николай ВИННИК,
ведущий приложения
В античности учительский труд был столь же низкооплачиваем, как и сейчас, но к тому же не пользовался никаким уважением. О людях, пропавших без вести, древние греки говорили, что они умерли либо учат детей. Однако уже тогда некоторые из учителей – тех самых, которые с большой буквы, – осознавали свою высокую миссию и готовы были терпеть невзгоды ради просвещения сограждан. Сократ, разозливший соотечественников философскими беседами с афинской молодежью, был приговорен к смертной казни по обвинению в “развращении юношества и введении новых богов”. Когда в суде у него спросили, какое наказание он сам себе выберет, философ ответил, что бесплатный обед в Пританее (присутственное место в Афинах; обед там был чрезвычайно почетен и полагался, к примеру, победителям Олимпийских игр). Ответ возмутил судей и окончательно решил судьбу Сократа. Вот при таких печальных обстоятельствах и было впервые высказано мнение о необходимости наград для учителя.
Реально же первое государственное поощрение для педагогов возникло, очевидно, лишь в Византии, когда император Юстиниан установил видным учителям грамматики, преподававшим в школах повышенного типа, вознаграждение в 70 солидов и ввел для них ряд привилегий. А произошло это в 534 году.
в Российской империи
Отечественную историю наград для работников образования следует отсчитывать, видимо, с 1834 года. Именно тогда “Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату 1 июля 1834 года, по случаю утверждения Положения о домашних наставниках и учителях” были установлены медали “для лиц, с честию и пользою посвятивших себя воспитанию домашнему”. Правда, лишь в 1850 году “Государь Император в 13-й день января высочайше утвердить соизволил рисунок медали для награждения […] домашних наставников и учителей, за десятилетнее беспорочное и усердное исправление должности по сему званию, с назначением для первых золотой, а для последних серебряной медали для ношения на Александровской ленте в петлице”. На лицевой стороне медали находилось изображение Государя Императора (Николая I), а на обратной – надпись “1834 июля 1-го дня”, и по кругу другая надпись – “За успехи в образовании юношества”. Этими медалями награждали “только таких лиц, которые приобрели узаконенным порядком означенные звания”. Остальных же учителей, “обративших на себя внимание в деле народного образования, в том числе священно- и церковнослужителей”, полагалось удостаивать “по ходатайству надлежащих ведомств, серебряными медалями с надписью “За усердие” на Александровской ленте для ношения на груди”.
С 15 мая 1873 года в Российской империи стали поощрять авторов учебников. Государственный Совет “в память совершившегося 30 мая 1872 года двухсотлетия со дня рождения Петра Великого” учредил при Министерстве народного просвещения “Премии Императора Петра Великого”, которые выдавались за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения. Премии были двух родов – две больших в 2.000 рублей и две малых в 500 рублей. Причем ежегодно назначалась одна большая и одна малая премии за учебные руководства по гимназическому курсу, а две другие по очереди: в одном году за учебные руководства по курсам элементарному и реальных училищ, а в другом – за книги для народного чтения. Любопытно, что членов экспертной комиссии, рассматривавшей сочинения соискателей, награждали специально изготовленными медалями.
в СССР
Первая советская награда для учителей появилась накануне Великой Отечественной войны. 11 января 1940 года было учреждено (в общем списке с другими профессиями) почетное звание “Заслуженного учителя школы РСФСР”. Оно присваивалось преподавателям, “особо отличившимся воспитательно-педагогической деятельностью, показавшим выдающиеся успехи в деле коммунистического воспитания и обучения детей, и за активное участие в общественной жизни”. Устанавливался и необходимый для присвоения звания минимальный педагогический стаж – 10 лет.
Но педагоги награждались и государственными наградами. Так, в 1940 году 4 тысячи сельских учителей были отмечены орденами и медалями. А в декабре 1944 года за огромный вклад в патриотическое воспитание молодежи народное учительство в лице 5228 его лучших представителей также было награждено государственными орденами и медалями (в том числе более 100 удостоились ордена Ленина).
В 1943 году появился нагрудный значок “Отличник народного просвещения”.
В декабре 1945 года постановлением Совнаркома СССР была учреждена медаль К.Д.Ушинского. Сейчас эта медаль вручается за развитие педагогической науки, создание учебников и учебных пособий (как правило, в торжественной обстановке министром образования России). С момента учреждения медали до настоящего времени ею награждено около 700 представителей педагогической науки и практики.
В 1948 году Президиумом Верховного Совета СССР был введен следующий порядок награждения учителей, имеющих непрерывный стаж педагогической работы: 10 лет – медаль “За трудовое отличие”, 15 – “За трудовую доблесть”, 20 – орден “Знак Почета”, 25 – Трудового Красного Знамени. А тем подвижникам просвещения, которые отдали детям 30 лет, полагался орден Ленина. Правда, система награждения за выслугу лет просуществовала лишь до 1954 года.
В 1958 году были учреждены новые почетные звания: “Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР” и “Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР”, к которым представляются работники начального профессионального образования.
В 1960 году был учрежден нагрудный знак “Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации”. Этим знаком награждаются мастера производственного обучения, преподаватели учреждений начального профессионального образования, представители базовых предприятий.
1967 год оказался особенно “урожайным” для учителей. Тогда наряду с Министерством просвещения РСФСР появились союзные министерства – Министерство просвещения СССР и Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию.
После этого была введена Почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюзов работников просвещения, которой награждались как педагогические коллективы, так и отдельные учителя. Для “особо отличившихся в обучении и воспитании подрастающего поколения” устанавливалась медаль Н.К.Крупской. И наконец учреждался нагрудный знак “Отличник просвещения СССР” для награждения “лучших работников” системы образования.
В 1968 году Госкомитет СССР по профтехобразованию учредил значок “Отличник профессионально-технического образования СССР”.
Высокая роль педагогов в жизни общества была подчеркнута установлением в 1977 году почетного звания “Народный учитель СССР”, которое присваивалось за “выдающуюся деятельность в области народного образования”.
В 1984 году на учителей было распространено положение о премиях Н.К.Крупской (ранее эту премию могли получать только ученые). Заслужившие ее могли стать обладателями солидной для того времени суммы – 2 тысяч рублей.
В 1988 году постановлением Правительства РСФСР было учреждено 30 ежегодных премий им. А.В.Луначарского для работников детских домов, школ-интернатов, спецшкол и спецПТУ. Премия вручалась “за большие заслуги в воспитании, обучении, подготовке к жизни и труду, гражданское становление детей и юношества”.
Это была последняя российская награда для педагогов, введенная в советский период.
Всего к концу 80-х годов среди педагогического корпуса СССР имелось 250 Героев Социалистического Труда, 80 народных учителей, 75000 были награждены орденами и медалями. На десятки тысяч шел счет обладателей педагогических наград и званий.
В 1991 году в связи с распадом СССР общесоюзные награды вручаться перестали.
Педагогические награды сегодня
Педагогические награды сегодня
История появления новых форм поощрения учителей в России выглядит следующим образом.
1 июня 1993 года постановлением Правительства Российской Федерации # 417 был учрежден нагрудный знак “Учитель года”, который ежегодно вручается “победителю и финалистам Всероссийского конкурса, а также победителям республиканских, краевых, областных, автономных образований, городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга) конкурсов педагогического мастерства”.
6 июня 1994 года Указом Президента # 1144 были учреждены премии Президента РФ работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” Эти премии вручаются “за высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, разработку авторских программ и учебных пособий”.
И наконец в последние недели 1995 года появилось сразу два новых вида премий. Это премии Президента РФ в области образования, учрежденные Указом Президента РФ # 1200 от 30 ноября 1995 года, и премии Правительства РФ в области образования, учрежденные постановлением Правительства РФ # 1221 от 12 декабря 1995 года.
Государственные же награды, являющиеся “высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством”, вручаются в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года # 442 (в редакции Указа Президента от 1 июня 1995 года # 554).
В итоге к сегодняшнему дню сложилась следующая система награждения учителей:
Государственные награды Российской Федерации:
Орден Почета,
Орден Дружбы,
Медаль ордена “За заслуги перед Отечеством”;
Почетное звание “Заслуженный учитель школы Российской Федерации”,
Почетное звание “Заслуженный мастер профессионально-технического образования”,
Почетное звание “Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации”,
Почетное звание “Заслуженный работник культуры”,
Почетное звание “Заслуженный работник физической культуры”,
Почетное звание “Заслуженный деятель науки Российской Федерации”.
Премии Президента и Правительства Российской Федерации:
Премии Президента РФ в области образования,
Премии Правительства РФ в области образования.
Награды Министерства образования России:
Нагрудный значок “Отличник народного просвещения”,
Нагрудный значок “Отличник профессионально-технического образования”,
Нагрудный знак “Учитель года”,
Премия Луначарского (кстати, в настоящий момент в Министерстве финансов рассматривается вопрос о повышении ее размера до 100 минимальных заработных плат).
Но даже этот перечень не является полным. В последние годы федеральные органы власти перестали обладать монополией на введение новых наград, и теперь собственные медали, звания, знаки отличия, премии появляются в субьектах федерации РФ. Так, в 1991 в г. Санкт-Петербурге были учреждены премии мэра и почетный знак за успехи в деле гуманизации школы. В 1993 г. появились премии мэрии Москвы в области образования, а в 1995 г. – Почетная грамота правительства Москвы с вручением денежной премии в размере 20 месячных минимальных окладов. С 1994 года администрация Оренбургской области присуждает 100 педагогическим работникам премии в размере одного миллиона рублей. И таких примеров множество по всей России.
Урожай-95
Из них:
– Орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени – 1 человек (А.Католиков – директор школы-интерната #1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Сыктывкара Республики Коми),
– Орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени – 2 человека (начальник Главного управления образования администрации Пермской области И.Заинчковский и начальник управления профтехобразования администрации Саратовской области Б.Дубровин),
– Орденом Почета – 28 человек,
– Орденом Дружбы – 25 человек,
– Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени – 37 человек.
Почетные звания получили 1594 педагога.
Из них:
– “Заслуженный учитель школы Российской Федерации” – 1184 человека,
– “Заслуженный мастер профессионально-технического образования” – 52 человека,
– “Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации” – 147 человек,
– “Заслуженный работник культуры” – 42 педагога,
– “Заслуженный работник физической культуры” – 41 человек,
– “Заслуженный деятель науки Российской Федерации” – 28 человек.
Пятнадцать премий Президента было вручено лауреатам конкурса “Учитель года России – 94”.
Министерство образования поощрило в 1995 году 30954 человека.
Из них:
– медалью Ушинского – 39 человек,
– нагрудным значком “Отличник народного просвещения” – 27401 человек,
– нагрудным значком “Отличник профессионально-технического образования” – 3405 человек,
– нагрудным знаком “Учитель года” – 79 человек,
– премией Луначарского – 30 человек (ежегодная квота).
(По данным подотдела наград Минобразования РФ)
Комментарии