search
main
0

Не только обмен информацией Читая статью, общаешься с автором

Урок по теме “Содержание, формы и культура общения”,
8-й класс

Цель:
сформировать знания о том, что такое общение;
выработать правила, помогающие общению, ответить на вопрос: “Легко ли общаться в наше время?”;
закрепить знания о межличностных отношениях;
воспитание чуткости, уважения к окружающим.

Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка д/з.
III. А сейчас мы восхитимся глубокими знаниями, полученными вами на прошлом уроке, – проведем устный опрос.
1. Что обозначает в науке понятие “отношение”?
2. Что такое межличностные отношения?
3. Что связано с такими формами межличностных отношений, как знакомство, приятельские отношения, товарищество, дружба? Какая из этих форм предполагает самый широкий круг общения, какая – самый узкий, близкий?
4. Какие два вида межличностных отношений различают? Приведите примеры.
(Мое восхищение по подготовке учащихся к уроку!)
IV. Сообщение темы, цели урока.
Один поэт сказал: “Все мы люди, все мы человеки и притом живем в ХХ веке…”
На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить об общении и способах, о конфликтных ситуациях и попытаемся ответить на вопрос: “Легко ли нам общаться?”. Вам будет предложен тест.
V. Новый материал.
На доске: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Антуан де Сент-Экзюпери
Общение – это широкое и многоплановое понятие.
– Для чего человек общается? (Ответы учащихся).
На доске: информация, мысли, суждения, оценки, чувства, взаимодействие, восприятие.
(Зачитывается отрывок из А.П. Чехова “Тоска”).
– Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор? Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает, бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости, слушает радио, читает газеты. Человек общается.
– Что же такое общение?
Именно эта возможность приносит людям радости и огорчения. А без огорчений, как и без радостей, трудно представить жизнь. Учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Общение является жизненно важной необходимостью. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное заключение.
– Какую роль играет общение? Что мы получаем? Важнейшие качества человека – принципиальность, отзывчивость, честность, доброта – не только проявляются, но и формируются в общении. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его. С кем поведешься – от того и наберешься.
Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.
– Что же помогает общению?
Я предлагаю вам в парах выработать свои правила, помогающие общаться.
Проверка – обоснование.
Обобщение
Общение – это обмен между людьми информацией, мыслями, чувствами, оценками.
– Как можно общаться? Способы.
(Ответы учащихся: язык, тесты, позы, глаза)
Практическое задание:
Произнесите фразу “Иди сюда” с различной интонацией.
На доске: кокетливо, с угрозой, капризно, таинственно, восторженно.
– Сделайте вывод. (Большую роль в общении играет интонация).
Общение – это сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные.
– Можете ли вы привести примеры конфликтных ситуаций? (Ученик – ученик, ученик – учитель и т.д.). Психологи выделяют несколько типичных форм (стратегий) поведения людей во время конфликтных ситуаций.
Послушайте и припомните, как чаще всего вы сами реагируете на конфликт. (Приложение 3). Хотелось бы, чтобы у вас конфликтных ситуаций было меньше.
– Легко ли общаться в наше время? Аргументируйте свой ответ.
– О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
– Что такое общение?
– Какие есть правила, помогающие общению?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
Д/з. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями о каком-то эпизоде из их жизни. Ваша цель – не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности. Спасибо за урок!

Наталья ПАНАСЮК,
учитель истории и обществоведения
Куртамыш,
Курганская область

1-12 баллов. Интраверт – т.е. обращенный в себя, с трудом вступающий в контакт человек; в компании способен нагнать на всех тоску, ориентирован на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу, в решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок, пессимистичен.
Амбаверт. 13-24 балла. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки.
Экстраверт. 25-36 баллов. Словоохотливый, общительный оптимист; любит каверзные вопросы, острые шутки; общение с кем бы то ни было для него непроблемно, все у него получается легко и непринужденно, но не менее легко он и относится к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его не назовешь; несдержанный, не считающий нужным контролировать свои эмоции и чувства человек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте