Казалось, новый учебный год только что начался, но вот уже завершается второй месяц учебы, до экзаменов остается все меньше времени… Пауза длиной в год и «уход в отпуск» ОГЭ-2020 накладывает на учителей особую ответственность при приведении учеников к готовности номер один. Учителю не лишним будет проштудировать актуальные требования к работе и к экзаменующимся, в частности, установки по выполнению заданий тестовой части, правила написания изложения. Можно, конечно, исследовать демоверсию, но лучше выбрать такое пособие для подготовки к экзамену, в котором задания для тренировки соответствуют КИМам, сформулированы исходя из требований и четко соответствуют поставленной задаче.
Есть два обязательных требования к качественным учебным пособиям: 1) авторами-составителями являются разработчики вариантов ОГЭ; 2) варианты в пособии соответствуют демонстрационной версии ОГЭ-2021. Отвечающее этим условиям учебное пособие издательства «Экзамен» авторов И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «Русский язык. ОГЭ. 38 вариантов», кроме того, прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ». Это значит, что качество материалов для тренировки в данном сборнике самого высокого уровня и что для успеха на экзамене в систему подготовки необходимо добавить план подготовки, педагогическую чуткость учителя и усердие ученика.
А теперь подробнее о структуре и содержании учебного пособия. Сборник содержит инструкцию по выполнению работы, 38 вариантов заданий и ответы на них, анализ содержания заданий варианта 4, тексты для сжатых изложений и систему оценивания экзаменационной работы по русскому языку. Подобранный материал богат и разнообразен, что дает возможность экономить время при подготовке к учебным занятиям.
Одним из приоритетов современного образования является формирование умения учиться, а не получать готовые знания. Используя пособие, ученики могут продуктивно организовать самоподготовку и осуществить самоконтроль. Комментарии к решению заданий варианта 4 позволяют ребятам получить образец рассуждений к этому и другим вариантам.
В задании 2 – синтаксический анализ – делается акцент на отработке навыка определения грамматической основы предложения. Особое внимание уделяется видам сказуемых и умению выделять их. Варианты ответов ориентированы на типичные ошибки школьников.
Задание 3 – пунктуационный анализ. Предлагаемые конструкции представляют собой разные типы сложных и простых предложений. Используются СПП с последовательным и параллельным подчинением придаточных, наличием рядом стоящих союзов. Разнообразны и формы осложнений в простых предложениях: однородные члены, вводные слова, обороты с союзом «как», причастные и деепричастные, сравнительные обороты. Разбираются конструкции, включающие слово «однако» в роли вводного слова или союза. А вот материала, способствующего отработке умения ставить тире и двоеточие, мне как учителю-практику показалось недостаточно.
Задание 4 проверяет у ребят знание типов синтаксической связи в словосочетании, умение анализировать словосочетание, трансформировать один тип связи в другой. Подобранные составителями синтаксические единицы представляют все три типа связи, причем синонимичные замены ориентированы на несколько видов перестроений: согласование в управление и примыкание, управление в согласование и примыкание, примыкание в согласование и управление.
Но никакое знание грамматики русского языка не заменит умения грамотно писать, а проблема с функциональной грамотностью сегодня – боль каждого учителя-словесника. Скорректировать ситуацию можно, систематически отрабатывая умение осознанно работать с орфограммами, которое проверяется в задании 5. Удача авторов сборника – разнообразие представленных видов орфограмм, охват практически всей орфографической системы. Радует, что составители пособия не забыли об исключениях, словарных словах, сложных случаях написания.
Без умения работать с текстом, информацией сегодня невозможно быть востребованным в обществе. Система заданий 6 помогает формированию этого метапредметного умения. Надо отметить, что представленные в пособии тексты разнообразны по тематике и поднятым в них проблемах, представляют собой образцы хорошей русской речи.
Понимание роли средств выразительности, умение ими пользоваться дают человеку возможность сделать свою речь более яркой. Формированию данного умения способствует работа над заданием 7.
Авторы пособия постарались представить широкий спектр тропов. Особое внимание уделяется работе с фразеологическими единицами, что вполне логично и оправданно. В задании 8 в основном представлены примеры работы с синонимами, антонимами, лексическим значением слова.
Хочется остановиться на задании 9. Не секрет, что школьники предпочитают обращаться на экзамене к сочинению (9.3), но, к сожалению, их тексты нередко клишированные, формальные. Чтобы вывести ребят за границы «обязательной программы», авторы предлагают обратиться к нестандартным темам, например, задуматься о том, что такое «настоящее приключение», зачем человеку нужна «тишина», объяснить смысл словосочетания «мой девиз».
Убеждена, что это пособие поможет осуществить системную работу по подготовке девятиклассников к экзамену и выйти на него с уверенностью в своих силах и хорошем результате.
Ольга ГОРБАТОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Комментарии