Дети уходят из школы. Старшеклассники не выдерживают строгого отбора в десятый класс. Пяти-шестиклассники не находят контакта с учителями, хронически не успевают. Куда деваться таким ребятам? В частной школе, конечно, индивидуальный подход обеспечен. Но где деньги взять?
Еще один вариант – вечерняя школа. Эти учебные заведения, воспетые в знаменитом фильме “Большая перемена”, до сих пор существуют. Например, 18-я московская. Отличается чем-нибудь современная “вечерка” от киношного образа школьного дома, куда поздней порой подтягиваются прокопченные дымом молодые рабочие? Да. Во-первых, тем, что сегодня это не просто школа, а центр образования, куда может прийти даже пятиклассник. С каждым будущим учеником директор школы Галина Владимировна Королева беседует вместе со школьным медработником. Разрабатывается индивидуальная программа дидактической, социальной и психологической реабилитации подростка. При необходимости проводится консультация ребенка в Центре психолого-педагогической поддержки ЮЗАО. Ученикам с пятого по девятый класс предлагается либо индивидуальная форма обучения, либо дневной коррекционный класс (от 12 до 16 учеников в каждом). Второе встречается чаще: много запущенных подростков, порой по нескольку лет не посещавших занятия. Сейчас в школе два класса работают по программе “7-8-е классы в один год”. Аттестация за каждый класс может проводиться в январе и июне.
Для любого ученика возможен интенсивный курс обучения. Каждому составляется свой график сдачи зачетов. Используются активные формы – программированные опросы (ПО) и зачетные тесты (ЗТ). ПО проводятся в группе, в которой могут быть ученики из разных классов, так как каждый из них работает по индивидуальной карточке. В них выставляются зачетные оценки по итогам текущих наблюдений за работой учащихся, опросов на уроках, по результатам письменных работ, а также специального опроса на зачете по всему изучаемому разделу.
Уроки у дневного отделения, на котором учатся коррекционные классы, идут четыре дня в неделю с девяти утра. Как правило, в учебном дне три пары. Четвертая пара отводится на индивидуальные консультации. Но основной консультационный день – пятница. Учащиеся 9-10-11-х классов учатся на вечернем отделении. У девятых три дня в неделю семинары. У десятых и одиннадцатых – два дня в неделю. А в субботу преподаватели для всех классов читают лекции, причем на них объединяют два класса. В вечерней школе шесть десятых и одиннадцатых классов, в каждом из которых по 25-27 человек. Такое количество выпускников редко найдешь и в обычной средней школе, не то что в вечерней!
Но самое притягательное, пожалуй, – возможность одновременно с обучением в школе начать профессиональную подготовку. Вероятно, именно поэтому в школу приходят работающие подростки. За один год (до 9-го класса) ученики могут получить рабочую профессию. Школа заключила договоры с ПТУ, УПК, где дети днем осваивают профессию, а вечером и по пятницам приходят в школу на консультации и семинары.
Дети из коррекционных классов проходят только допрофессиональную подготовку. Например, могут заниматься в кружках по интересам в УПК и в соседних общеобразовательных школах, с которыми вечерняя школа также сотрудничает.
Особенно интересно сотрудничество с приборостроительным техникумом: будущим десятиклассникам предоставляется возможность обучаться одновременно со школой и в техникуме – они без экзаменов зачисляются сразу на третий курс. В школе этот класс называется “десятый по типу техникума”. После успешного окончания техникума и школы выпускников также без экзаменов зачисляют в Московский государственный открытый университет.
Методы обучения, которые сейчас осуществляются в школе, появились не сразу. Ежегодно директор школы Г.В.Королева утверждала очередную программу, добавляя в нее что-то новое. Сейчас все узаконено уставом школы. Он констатирует: “вечерка” способна стать настоящим центром всестороннего обучения, помогающим молодым людям достичь своей цели.
Светлана ЯРОСЛАВЦЕВА
Москва
Комментарии