search
main
0

Не только конкурсы, но и повышение квалификации. В Зеленоградском округе завершился традиционный конкурс педагогического мастерства

Стало доброй традицией начинать окружной этап конкурса курсами повышения квалификации (36 часов), основная задача которых – ознакомить педагогов с особенностями проведения конкурса, заданиями и требованиями к ним, оказать необходимую психологическую поддержку перед открытыми мероприятиями и познакомить участников друг с другом. Ежегодно в программу курсов вносятся изменения, не стал исключением и нынешний год. Курсовая подготовка была организована для всех категорий педагогов – учителей, классных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, логопедов-дефектологов, библиотекарей. Такой подход не случаен, ведь 2010 год объявлен Годом учителя. Проводить курсовую подготовку только для педагогов-предметников значило бы выделить их среди других педагогов, что в принципе неверно. Педагог каждой категории важен в образовательном процессе и вносит свой собственный уникальный вклад в общее дело. Поэтому организаторы окружного конкурса не стали делить педагогические конкурсы на основные и дочерние, а решили уделить максимальное внимание каждой категории педагогов.

В этом году через курсовую подготовку прошли 58 педагогов. Некоторые занятия проводились для всех участников, часть – для отдельных педагогических категорий (это так называемая специализация). В качестве примера на занятиях демонстрировались самопрезентации и мастер-классы победителей конкурсов прошлых лет, были организованы лекции, мастер-классы и практические занятия. Помимо ряда образовательных задач курсы решали еще одну, очень важную задачу. Ведь конкурс «Учитель года» – это не только соревнование, но и общение коллег. Курсовая подготовка предоставила педагогам возможность еще до начала конкурсных испытаний начать общаться друг с другом. Кроме этого для наиболее объективной оценки конкурсных мероприятий всех педагогических конкурсов организаторы разработали единые критерии оценивания.

6 ноября 2009 года, перед стартом окружного этапа конкурса, в школе №2038 прошел окружной парад педагогического мастерства – акция «Педагоги года – педагогам Зеленограда». Главная цель акции – обобщение и распространение передового опыта творческих педагогов Зеленограда. Впервые акция была адресована как учителям-предметникам, так и педагогам-психологам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, логопедам, библиотекарям и классным руководителям, то есть всем категориям педагогов округа. В таком формате педагогическая акция состоялась впервые не только в Зеленограде, но и в других округах Москвы. Ранее акции проводились в основном для учителей-предметников, таким образом, получалось, что именно им уделяется основное внимание при проведении педагогических конкурсов. Но невозможно выделить главный или второстепенный педагогический конкурс. Кроме этого, педагогам разных специальностей есть чем поделиться друг с другом. В первую очередь организаторы акции ориентировались на молодых специалистов и участников окружных педагогических конкурсов, именно для них представили свои мастер-классы 8 победителей окружного конкурса «Педагог Зеленограда-2009» в различных номинациях: Е.Полтанова, учитель физики школы №1913; Д.Булгаков, учитель русского языка и литературы гимназии №1528; С.Польникова, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи; И.Алешина, библиотекарь школы №1940; М. Левичева, воспитатель детского сада №1227; С.Вовченко, педагог-психолог школы №1702; Т.Бециву, классный руководитель школы №638; Н.Смагина, логопед-дефектолог детского сада №524. Все педагоги остались довольными участием в акции. Оказалось, что опытом воспитателя детского сада готовы воспользоваться учителя начальных классов, а к педагогу дополнительного образования выстроилась за консультацией целая очередь учителей-предметников. Методическими разработками библиотекаря заинтересовались воспитатели. Таким образом, акция позволила существенно расширить общение педагогов округа и взаимно обогатить их опыт. Для педагогов, проводивших мастер-классы, акция стала неким продолжением участия в педагогических конкурсах. Ведь после их завершения прошло более полугода. Прошедшее время позволило им проанализировать полученный опыт и вновь поделиться с коллегами своими разработками.

После подготовительных мероприятий конкурс вступил в свою активную фазу. Всего в окружном этапе конкурса педагогов-предметников 2010 года приняли участие 36 учителей. Первый этап конкурса включал самопрезентацию конкурсантов и проведение отрытого урока (45 минут, чужая школа, незнакомый класс) с последующим самоанализом и вопросами жюри. Все мероприятия проводились в базовых школах округа (школы №№1151, 1703 и 1739, гимназия №1528). На первом этапе открытые уроки конкурсантов оценивали предметные жюри в составе методистов Зеленоградского ОМЦ. Председателями предметных жюри были члены окружного жюри. Это было необходимо для соблюдения преемственности между первым и вторым этапами конкурса.

Параллельно шли конкурсные испытания для учителей со стажем работы менее трех лет, которые выступали в номинации «Молодой педагог». Молодые педагоги принимали участие во всех конкурсных мероприятиях наравне со старшими товарищами. Самопрезентации по теме «Мой профессиональный выбор» проводились на базе школы №1940. Во время самопрезентаций члены жюри получили возможность познакомиться с конкурсантами.

Но самым главным испытанием первого этапа стали открытые уроки. Следует помнить, что это не простой урок, а конкурсный. Помимо методической и дидактической грамотности, знаний возрастной психологи, грамотного самоанализа учитель должен был продемонстрировать самые лучшие свои разработки, так называемые конкурсные изюминки. Очень сложная задача, стоящая перед окружным жюри, ведь необходимо отобрать лучших среди лучших, причем приходится сравнивать между собой учителей, ведущих разные предметы, но при этом нельзя задавать конкурсанту вопросы, которые носили бы оценочный характер.

К участию во втором этапе были допущены 17 конкурсантов, то есть каждый второй педагог, принявший участие в конкурсных испытаниях. Конкурсные мероприятия второго этапа включали презентацию педагогического опыта и открытый урок с последующим самоанализом и вопросами жюри. Конкурсные мероприятия на этом этапе оценивало окружное жюри, в состав которого вошли директора школ, методисты, заместители директоров школ, участники конкурсов прошлых лет.

В ходе первого задания конкурсантам необходимо было рассказать о своей педагогической системе работы. Еще одно требование к конкурсантам – провести логическую связь между презентацией педагогического опыта и открытым уроком. Вторым конкурсным испытанием стали открытые уроки. Условия их проведения по сравнению с предыдущим этапом усложнились: продолжительность урока – всего 30 минут.

В прошлом году для повышения качества подготовки конкурсантов в округе начала работу система двухгодичного участия педагогов в конкурсе. Учителя, которые хотели бы принять участие в конкурсе в следующем году, получали возможность присутствовать на конкурсных мероприятиях текущего года. Такой возможностью в прошлом году воспользовались 24 педагога, 8 из них (семь учителей-предметников и один классный руководитель) достаточно успешно приняли участие в конкурсных мероприятиях этого года.

Финалом окружного этапа конкурса стал выездной этап. Традиционно он проводится в течение нескольких дней и вот уже третий год проходит на базе филиала Санкт-Петербургского института искусств и информационных технологий. Какие же задачи ставятся перед выездным этапом? Главная – подготовка конкурсантов к участию в городском этапе, поэтому формат проведения выездного этапа был максимально приближен к условиям городского финала конкурса. Нововведением этого года стало участие в выездном этапе педагогов всех категорий. Кроме того, на выездном этапе необходимо было определить победителей конкурсов «Учитель года» и «Педагог-внешкольник».

По традиции, чтобы помочь участникам погрузиться в творческую атмосферу, педагоги-психологи провели коммуникативный тренинг. Последовавшее затем занятие в технике дебатов позволило конкурсантам проявить свои ораторские способности. Во второй половине дня педагоги дополнительного образования провели мастер-классы и презентации педагогического опыта, после чего все желающие смогли принять участие в творческом вечере. Каждый имел возможность выступить в своем любимом жанре.

Второй день был, наверное, самым сложным как для конкурсантов, так и для членов жюри: педагоги-предметники представляли свои мастер-классы. Условия их проведения были достаточно жесткими: представление задуманного – до 5 минут, мастер-класс – 20 минут, вопросы жюри – 10 минут. 20 минут: много это или мало? Оказывается, вполне достаточно для талантливых педагогов. За это время присутствующие узнали, к примеру, почему пчелы строят свои соты в виде шестиугольников, можно ли поднять в воздух человека с помощью тоненькой трубочки, как написать приветствие в стихах на французском языке, как рассчитать кратчайший путь до самой отдаленной точки и многое другое. Это был настоящий парад педагогических идей. Необходимо отметить, что наравне с опытными педагогами свои мастер-классы проводили и молодые учителя.

Третий день выездного этапа принес новые испытания – импровизационные конкурсы, для участия в которых потребовались находчивость, эрудиция, знание основных проблем образования. К примеру, за 3 минуты необходимо было рассказать о целях современного образования и внести собственные предложения. На размышление отводилась одна минута. Вот другой вариант задания: два педагога методом исключения выбирают тему для дискуссии. Затем один педагог приводит аргументы в защиту, а другой – против, после чего надо выделить наиболее сильный аргумент «противника». Умение слушать и слышать – одно из главных качеств современного педагога. После проведения конкурсных мероприятий своеобразный мастер-класс представили классные руководители. А перед церемонией закрытия выездного этапа психологи провели с его участниками заключительный тренинг.

Стало доброй традицией присутствие на церемонии закрытия выездного этапа конкурса начальника Зеленоградского окружного управления образования Анны Халевой. Во время торжественной церемонии было произнесено много теплых слов в адрес участников конкурсов и его организаторов. Самым волнующим моментом церемонии стало оглашение имен педагогов, которые будут представлять округ на городском этапе конкурса.

Для участия в финале городского конкурса «Учитель года Москвы – 2010» окружное жюри рекомендовало: Е.Конову, учителя математики школы №897; И.Кутко, учителя физики школы №618, Т.Никулицкую, учителя французского языка гимназии №1528. В номинации «Молодой специалист» победителем стал С.Киданюк, учитель английского языка начальной школы – детского сада №1890. В конкурсе «Педагог – внешкольник» лучшей стала педагог дополнительного образования школы №719 Т.Агеева.

Итак, окружной этап конкурса «Учитель года Москвы – 2010» завершен. Впереди торжественная церемония награждения победителей и участников всех профессиональных педагогических конкурсов года. Лучшему педагогу Зеленоградского округа будет присвоено звание «Педагог Зеленограда – 2010».

Торжественное подведение итогов конкурса «Педагог Зеленограда – 2010» пройдет во время церемонии, которая даст символический старт Году учителя, 12 февраля 2010 года.

А пока мы желаем педагогам успехов и побед на городском этапе педагогических конкурсов!

О. ХОДАЕВ, заместитель директора Зеленоградского ОМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте