search
main
0

Не только гены. Секрет успеха педагога и руководителя в бизнесе

Когда человек учитель по призванию, от Бога, то где бы он ни оказался, чем бы ни занимался, все равно останется верен своему делу. О том, как можно применять педагогические навыки, работая в бизнесе, очень хорошо знает Анна ЗУЕВА, которая принадлежит к старинной учительской династии с более чем 150-летней историей. Когда-то она начинала свой профессиональный путь школьным преподавателем математики, а теперь вот уже более 15 лет является директором компании «ДЕЛАЙТ 2000» и занимается интерактивными технологиями для образовательных учреждений.

– Анна Владиленовна, с кого берет начало ваша династия?

– Наша семья имеет очень давние преподавательские корни. Мой прапрадед Александр Федорович Кистяковский, статский советник, юрист, профессор уголовного права, автор первого российского учебника гражданского права, также широко известен своим трудом «Исследование о смертной казни» (на который специалисты ссылаются и поныне). Свою педагогическую карьеру он начал в 1856 году в уездном училище простым учителем истории и географии.

Проделав столь знаменательный путь от простого учителя до статского советника, Александр Федорович не забывал о своей семье и уделял воспитанию своих шестерых сыновей большое внимание. Трое его сыновей вошли в историю России:

Богдан Александрович Кистяковский – известный философ, написавший вместе с Бердяевым, Булгаковым, Гершензоном, Изгоевым, Струве и Франком сборник статей о русской интеллигенции «Вехи»;

Владимир Александрович Кистяковский – известный ученый в области физической химии и электрохимии, академик Академии СССР с 1929 года, основавший Институт физической химии АН СССР;

Игорь Александрович Кистяковский – юрист, ближайший помощник Сергея Андреевича Муромцева (председателя Первой Государственной думы), приват-доцент Московского университета, министр внутренних дел Украины при гетмане Скоропадском.

Мой прапрадед работал учителем в женской в гимназии, а прабабушка Вера Альбертовна Соловейчик организовала один из первых детских садов в России. Семейное предание гласит, что после революции они вместе с Надеждой Константиновной Крупской создали первые дома малютки.

Ничего удивительного, что бабушка Марианна Юльевна Кистяковская пошла по стопам своих родителей. Работая под руководством Александра Владимировича Запорожца, в тесном сотрудничестве с Николаем Михайловичем Щеловановым, она опубликовала более 100 работ, посвященных комплексным вопросам развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ее труды были известны не только в СССР, но и за границей. Оппонентом на ее докторской диссертации был известный психолог Лурье. В НИИ дошкольного воспитания АПН СССР Марианна Юльевна заведовала кафедрой физического воспитания.

Моя вторая бабушка, Долгашева Клавдия Ивановна, проработала учителем начальных классов 40 лет и была награждена орденом Ленина. Дед был директором школы. Если посчитать совокупный педагогический стаж родственников по моей второй ветке родословной, то он насчитывает около 800 лет.

Так что все мое воспитание прошло под руководством заслуженных педагогов. Я постоянно чувствую присутствие «педагогических» генов в своем организме.

– Что привело вас в бизнес и как вы адаптировались к новым условиям, с чего начинали?

– Как ни странно, но руководителем в бизнесе я стала благодаря своим ученикам. Вместе со старшеклассниками и коллегами, преподающими информатику в той же школе, где я работала учителем математики, мы начали создавать программные средства обучения. Подумать только, что еще в 1992 году нами был создан видеоредактор, который конкурировал с такими известными программами, как Adobe Premier и Autodesk Animator.

Со временем из нашего творческого коллектива возникли компания «АИСТ», занимающаяся разработкой программного обеспечения, и компания «ДЕЛАЙТ 2000», которая специализируется в области презентационного и проекционного оборудования.

– А кем сложнее быть – руководителем или учителем?

– Думаю, в этих профессиях есть много общего: умение вести коллектив к цели, организовывать совместную работу и развивать способности. Сейчас и от людей в бизнесе, и от преподавателей требуется высокий уровень владения современными технологиями. Если 20 лет назад мы произносили слово «мультимедиа» как нечто фантастическое, то сейчас все это стало реальностью. Сегодня с помощью обычного телефона можно не только поговорить, но и послушать музыку, посмотреть фотографии, поиграть, почитать книгу, найти нужную информацию и даже узнать о пробках на дорогах. Для подрастающего поколения эти явления вполне обычны. И если мы хотим помогать своим детям в дальнейшем, нам самим нужно владеть этими технологиями.

Вместе с тем появление новых технологий, в особенности интерактивных, заставляет нас задуматься о пересмотре образовательной дидактики. Нам нужно сохранить свою национальную самобытность и суметь интегрировать современные достижения в области техники в образовательный процесс, чтобы готовить специалистов, способных работать в различных индустриях и государственном секторе.

– Чем, на ваш взгляд, российская система образования отличается от европейской?

– Французская программа в области гуманитарных наук во многом пересекается с нашей. Русские и французские учебники истории для пятого класса по древнему миру практически близнецы-братья. В старших классах больше внимания уделяется объективному взгляду на историю различных стран. При этом учителя не имеют права комментировать приведенные факты, ведь это лишит детей возможности мыслить независимо. С другой стороны, французская идея равенства и братства всячески отвергает создание специализированных школ. Осознанный выбор можно сделать, лишь достигнув совершеннолетия.

В Великобритании другая особенность. С 14 лет детям предлагают список из пяти групп предметов, из которого им необходимо выбрать для изучения всего пять дисциплин. Как следствие, наблюдается падение интереса учащихся к естественно-научным предметам. Зачастую проходной балл на такие специальности во многих университетах представляет собой сочетание отметок B и С (50 и 40 процентов усвоения знаний соответственно).

– По какому пути развития нам стоит идти?

– Мне кажется, нам всем просто необходимо научиться работать с информацией. К сожалению, культура предоставления информации у нас значительно отличается от западных стран, где с первых минут, попадая в аэропорт в незнакомом городе, вы без труда находите нужный вам выход.

Работу с информацией можно разделить на несколько составляющих: умение искать, анализировать и использовать информацию, а также представлять ее в четком и понятном виде.

На самом деле сейчас найти любую интересующую тебя информацию сравнительно несложно, важно лишь понять, где и как искать. Поэтому учитель перестает быть источником единственно верных фактов и становится организатором процесса обучения. Помочь собрать нужный материал, структурировать и научить представлять его окружающим людям – вот главнейшая задача современного педагога. Акцент в современном обучении должен больше смещаться в сторону самостоятельной работы учащегося.

– Какие изменения вы видите в современном образовании?

– Информационные технологии вместе с компьютерами, Интернетом, интерактивными досками и цифровыми образовательными ресурсами все больше проникают в современные школы. Но мало установить современную технику, нужно позаботиться о том, кто будет на ней работать и поддерживать ее в работоспособном состоянии. Зачастую полученное школой оборудование используется крайне неэффективно или вовсе пылится в запертом кабинете.

– Анна Владиленовна, что бы вы пожелали нашим учителям?

– Качество обучения во многом зависит от личности самого педагога. Учитель должен быть всегда интересен своим воспитанникам. Надо не бояться открывать новое, щедро делиться этими открытиями и шагать в ногу со временем. Как когда-то я сама шагнула в новое и продолжаю делиться знаниями с окружающими.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте