Благодаря высоким скоростям человек получил новые возможности. При этом появились очень серьезные для человека риски – контакты с незаконным и нежелательным контентом, возможность контакта с агрессивными личностями, враждебно настроенными к ребенку, риск противоправных действий самих молодых пользователей, связанный с тем, что они могут чего-то не знать (не знать, как себя вести, не знать, что они нарушают какие-нибудь законы).
Если рассматривать тему безопасного использования Интернета в образовательных учреждениях в целом, то нужно сказать, что здесь несколько направлений.
Административно-правовое направление включает в себя два основных компонента – законотворческую работу, развитие нормативной базы безопасного использования Глобальной сети и собственно правоприменительную, административную, практику, то есть конкретные мероприятия по обеспечению эффективной и безопасной эксплуатации Интернета.
Если мы обратимся к опыту стран Евросоюза, Австралии, Америки, то увидим, что там существует вертикальная нормативная система. Есть национальные акты, которые регулируют использование Интернета и доступ ребенка к определенным видам информации (причем не только в образовательных учреждениях, но и в любых других местах). Кроме того, существуют региональные и локальные нормативные акты, применяемые в образовательных учреждениях и устанавливающие порядок работы детей в Сети.
Нужно отметить, что за рубежом в развитии нормативной базы активное участие принимают общественные организации. Я отдельно подчеркиваю данный момент, ибо он здесь ключевой. Уже давно стало понятно, что государство само по себе не может выработать адекватные нормы в условиях динамичного изменения информационной среды. Поэтому в такой работе принимают участие представители и общественных организаций, и образования, и интернет-индустрии. Вместе они создают сбалансированные нормы.
Какова ситуация в России в данной области? В целом у нас есть некая совокупность нормативно-правовых актов на федеральном уровне, которые неким образом регулируют вопросы безопасного использования Интернета в образовательных учреждениях, или, если говорить шире, взаимоотношения ребенка с информацией. При этом эксперты отмечают, что нужно развивать эту базу, обеспечивать ее в соответствии с текущими условиями. Таким образом, мы стоим в начале пути, нужно подключаться, создавать общественные институты, которые будут активно предлагать и разрабатывать такие нормы.
В 2006 году Федеральное агентство по образованию разработало концепцию предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам Интернета в образовательных учреждениях. Там были зафиксированы некие общие стандарты безопасного использования Глобальной паутины: что должно быть сделано для защиты ребенка от негативного контента, от негативных последствий Сети. В соответствии с данной концепцией были приняты и разработаны региональные регламенты с учетом культурных особенностей России. Наконец, образовательным учреждениям были предложены проекты локальных нормативных актов, которые можно использовать.
Воспитательно-просветительское направление лучше всего иллюстрирует опыт наших коллег из Евросоюза. Здесь существует множество национальных или союзных программ, нацеленных на информирование юных пользователей о способах безопасной работы с Интернетом и развитие у них конкретных навыков медиаграмотности, умений не только искать, но и критически анализировать полученную информацию. В Европе также очень много организаций, общественных, государственных, частных компаний, создающих тот самый, привлекающий детей интересный и развивающий контент. Работая с ним, у детей не возникает потребности обращаться к сайтам с сомнительным содержанием.
Какова ситуация в России? Нужно отметить, что в последнее время действительно появились программы, адресованные детям, родителям и педагогам. Они рассказывают о том, как безопасно использовать Сеть, как избегать каких-то нехороших последствий. При этом неизвестно, как координируются такие программы. Непонятно также, соответствуют ли усилия в области воспитания и просвещения степени проникновения Интернета в образовательные учреждения. Неизвестно, насколько эффективны эти усилия, кто в какой степени охвачен и с каким результатом.
Полагаю, мы пришли к такому состоянию, когда для координации и обеспечения повышения эффективности работы необходимо иметь надежные количественные данные. Например, в Евросоюзе проводится целый ряд исследований по вопросам, связанным с тем, насколько люди знают об Интернете, о его проблематике, о незаконном контенте, как воспринимают усилия национальных органов в области обеспечения безопасности.
Техническое направление безопасного использования Интернета заключается в широком внедрении программных и автоматических средств защиты от нежелательного контента. На мой взгляд, очень серьезным достижением прошлого года стало внедрение в школах РФ системы контентной фильтрации, состоящей из двух уровней. Первый представляет собой федеральный центр, который анализирует все запросы, поступающие от учащихся всех школ РФ. Если я не ошибаюсь, то среднее количество запросов – это 6-10 тысяч в секунду. Апелляция к запрещенным сайтам, безусловно, блокируется. Второй уровень – контентные фильтры, установленные во всех школах РФ на всех компьютерах. Сотрудники образовательных учреждений и педагоги могут самостоятельно настраивать эти программы и регулировать доступ детей к Интернету с учетом целей воспитания и образования, а также социокультурных особенностей конкретных регионов.
Конечно, обратная сторона этого процесса – риск, связанный с нарушением базовых прав человека, свободы слова. Поэтому Рособразование следит, чтобы на местах не было перегибов и действия сотрудников школ являлись адекватными. Кроме того, это ведомство ведет мониторинг того, насколько эффективно используются ресурсы Интернета в образовательных учреждениях РФ.
Впрочем, масштабная система контентной фильтрации введена пока только в школах России. Это лишь первый шаг, и теперь нужно обсуждать общественную, государственную политику в вопросе доступа детей в Сети с домашних компьютеров и других точек.
Нужно добавить, что заблокировать тот или иной сайт с помощью фильтра несложно. Но ведь остается и другая проблема – как можно ограничить законом провайдера или еще кого-то, чтобы он не допускал в Сеть тот или иной ресурс.
На примере Австралии наглядно видно, как можно работать не по системе властной вертикали, а вырабатывать условия, нормативы вместе, сообща. В этой стране уже около 10 лет действует режим сорегулирования. Здесь создана очень мощная социальная база, мощные социальные институты, которые объединяют представителей интернет-индустрии, образовательного сообщества, благотворительных организаций. Эта структура вырабатывает нормативы, своего рода этические правила и превращает их в некие законодательные нормы, предлагая их государственным телекоммуникационным агентствам. И уже эти агентства отвечают за реализацию этих норм.
Думаю, мы тоже могли бы сообща разработать аналогичные нормы и в сотрудничестве с государством обеспечить их выполнение.
Имеет смысл посмотреть, как в Евросоюзе шла борьба с педофилией и с сайтами, содержащими соответствующий контент. В Великобритании теперь вряд ли можно найти хоть один подобный сайт, размещенный на их домене физически или виртуально. Их просто нет. Да, доступ к такого рода ресурсам все-таки остался, но если человек начинает делать такие запросы, то ряд поисковиков сообщает об этом в соответствующие органы, после чего к нему могут приехать домой и задать конкретные вопросы. Причем, заметьте, это реакция только на запрос, потому что именно он формирует потом предложения в виде фильмов с участием несовершеннолетних детей. Борются в данном случае с покупателем как первопричиной.
Евгений БЕСПАЛОВ, главный редактор информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет»
www.content-filtering.ru
Комментарии