На заседании президиума профсоюзные лидеры из первых рук получили информацию о том, что происходит в нижней палате парламента. Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Николай Булаев рассказал о последних законодательных инициативах, отметив, что наиболее важные законопроекты, получающие общественный резонанс, меняются в Думе в том числе и под влиянием профсоюза.
Первым Николай Булаев прокомментировал проект закона о минимальном размере оплаты труда, авторами которого выступили спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты Исаев, Яковлева и сам Николай Иванович. МРОТ предлагается установить на уровне 2000 рублей, одновременно упразднив его привязку к Единой тарифной сетке. Это означает, что ставки ЕТС будут индексироваться сами по себе, а МРОТ – сам по себе.
«В результате дискуссий мы с Галиной Ивановной Меркуловой пришли к общему суждению, что на нынешнем этапе целесообразно отнестись к этому законопроекту достаточно спокойно, – сказал Николай Булаев. – При всех недостатках, которые могут обнаружиться на первый взгляд, он все-таки создает новую политическую ситуацию. Уверен, что дальше последует создание и новой экономической ситуации. Мы, авторы законопроекта, утверждаем, что его реализация не потребует дополнительных финансовых расходов. Большинство экспертов нам возражают, мы внимательно слушаем их доводы и, может быть, на каком-то этапе рассмотрения законопроекта с ними согласимся. Но сегодня мы твердо стоим на том, что закон может быть реализован в рамках тех экономических возможностей, которые есть. Иная позиция не позволит нам его принять».
11 октября депутаты Государственной Думы одобрили в третьем чтении нашумевший Закон «Об автономных учреждениях». Николай Булаев обратил внимание на те изменения, которые появились в документе благодаря профсоюзу, Российскому союзу ректоров и регионам, направившим свои поправки.
Одна из наиболее важных поправок гласит, что перевести бюджетное учреждение в статус АУ можно только с его согласия. А по другой поправке это согласие должно быть оформлено высшим коллегиальным органом, если таковой в бюджетном учреждении есть. «Мы работали с юристами ЦК профсоюза и сошлись в том, что сегодня однозначной трактовки этого понятия в действующих законах нет, – отметил Николай Булаев. – Поэтому высший коллегиальный орган учреждения нужно определить в уставе, чтобы не допустить волюнтаристского подхода при решении этой проблемы.
В любом случае есть еще третий этап защиты. Переход в статус АУ, естественно, потребует внесения изменений в устав, а в нашей отрасли согласно Закону РФ «Об образовании» они должны утверждаться на конференции работников. Таким образом, коллектив может выразить свое согласие или несогласие с предложением о смене статуса бюджетного учреждения».
Николай Булаев уверен, что систему общего образования все это вообще не затронет, поскольку переводить средние школы в автономные учреждения государству невыгодно. АУ будут получать бюджетные средства через государственный заказ, а для этого власти должны разработать механизм его финансового обеспечения, разработать стандарты и определить, сколько стоит содержание или подготовка одного ученика. То есть перевод в АУ будет дорогим удовольствием.
По мнению Николая Ивановича, смена статуса в первую очередь заинтересует вузы. «Коллективы понимают, что для них АУ может быть более привлекательной формой, так как автономное учреждение само определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных средств. В законопроект были внесены поправки, согласно которым автономное учреждение имеет те же самые преференции по компенсации налога на землю и имущество, что и бюджетное учреждение. При этом, естественно, у автономного учреждения появилась возможность открывать расчетные счета в банках, брать ссуду, кредиты, более спокойно распоряжаться тем имуществом, которое заработано за счет внебюджетных денег, и тем, что отдано ему в оперативное управление. Наблюдательный совет, который будет у каждого автономного учреждения, позволяет нам контролировать использование переданного ценного имущества, мы делаем достаточно прозрачным распределение всех потоков (бюджетных и внебюджетных). Тут появляются такие понятия, как ежегодный аудит, размещение отчетов на сайте и так далее.
Автономное учреждение более защищено по сравнению с бюджетным, когда идет речь об изъятии средств. ЦК профсоюза настаивал на том, чтобы в закон была включена статья, которая не позволяла бы изымать собственность и финансы в период смены статуса учреждения, и такая статья в документе появилась. Но мы прекрасно понимаем, что действующее законодательство позволяет сделать это до перевода и после него без каких-либо ограничений. Мы прописали, что если у бюджетного учреждения изъять имущество можно в любое время дня и ночи без объяснения причин, то у автономного учреждения – только по согласованию с наблюдательным советом».
Бурную дискуссию в образовательном сообществе вызвал закон, позволяющий вводить в вузах должность президента и меняющий механизм выборов ректора. Согласно документу, который уже подписан Президентом РФ, кандидаты на ректорский пост отныне должны проходить через аттестационную комиссию, что противники закона расценили как попытку заменить выборы назначением. Николай Булаев считает, что подобные оценки далеки от действительности. «Во-первых, мы не меняем процедуру выдвижения кандидатов на должность ректора, за исключением одного: мы вводим как дополнительное и обязательное условие возможность самовыдвижения, то есть демократизируем процесс. Во-вторых, мы не меняем порядок выбора ректора: это конференция и тайное голосование. Кроме того, в середину процедуры вводится заседание аттестационной комиссии. При Минобрнауки РФ такая комиссия уже создана, теперь она создается при других отраслевых министерствах. Аттестационная комиссия состоит на 50% из представителей органов власти, в том числе того региона, где расположен вуз, и на 50% – из представителей Российского союза ректоров. Комиссия проводит процедуру согласования кандидатов. Здесь происходит профессиональный разговор о том, может ли человек, претендующий на должность ректора, исполнять эти обязанности. К сожалению, за последние два года было немало примеров, когда на этот пост избирались люди, не имеющие ничего общего с системой высшего образования или преследующие свои цели. Мы считаем, что аттестационная комиссия позволит нам реализовать право государства на участие в процессе подбора кадров на государственную должность ректора вуза, контролировать этот процесс и минимально в него вмешиваться. При этом закон содержит неудачную запись о том, что после аттестационной комиссии на рассмотрение конференции предлагаются кандидатуры, а это значит, что иногда мы будем вынуждены искусственно создавать конкуренцию. Бывают случаи, когда никто не хочет конкурировать с ныне действующим ректором. Но теперь безальтернативные выборы невозможны.
Есть еще один существенный момент. Если ранее ректор, избранный на конференции, мог и не приступить к исполнению своих обязанностей, поскольку Федеральное агентство по образованию могло его по каким-то причинам не утвердить, то сейчас в законе прописано: после того, как прошли выборы ректора, Рособразование обязано в тот же день заключить с ним контракт. Никакого отказа быть не может. Это связано с тем, что аттестационная комиссия уже высказала свое суждение о кандидатах и считает, что любой из них может исполнять обязанности ректора.
Что касается президента вуза, то мы предполагаем, что в этом качестве может выступать человек, который работал ректором, имеет несомненные заслуги. Должность президента вводится по инициативе ученого совета вуза. Если федеральный орган власти согласен, вносятся изменения в устав, после чего федеральный орган власти предлагает кандидатуру для избрания на должность президента. Затем ученый совет тайным голосованием определяет, согласен ли он с этой кандидатурой. Если он не согласен, то процесс избрания президента завершается и процедура считается до конца не проведенной. Если ученый совет соглашается с предложенной кандидатурой, то Федеральное агентство по образованию заключает с избранным президентом контракт».
С 1 ноября 2006 года существенно возрастут надбавки работников вузов, имеющих ученую степень. Для кандидатов наук сумма увеличивается с 900 до 3000 рублей, для докторов – с 1500 до 7 тысяч. По словам Николая Булаева, в следующем году на эти цели в бюджете предусмотрено 15 миллиардов рублей. Одновременно депутаты направили обращение премьер-министру Михаилу Фрадкову с предложением внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ №803, которым определяется размер надбавок для научных сотрудников. «У вузовской профессуры с 1 ноября в совокупности зарплата возрастет в 2,2 раза, – отметил Николай Булаев. – Доктор наук, профессор будет получать приблизительно не 6,5 тысячи, а 14,5-14,6 тысячи рублей. Мы не считаем, что это предельно возможная зарплата, но такого серьезного повышения не было за прошедшие 15 лет».
Николай Иванович рассказал и о том, что приготовил для отрасли проект федерального бюджета на 2007 год, который депутаты на минувшей неделе приняли во втором чтении: «Бюджет предусматривает увеличение расходов на образование в целом на 38,3%, на национальный проект – на 66,9%. Правительство РФ предложило заложить увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 сентября 2007 года на 15%. На встрече профсоюзных лидеров с Борисом Грызловым, на которой присутствовали Михаил Шмаков и Галина Меркулова, прозвучали две важные позиции: о повышении МРОТ до 2000 рублей и повышении зарплаты минимум на 20%. Думаю, что так и будет».
В ближайшее время депутаты рассмотрят еще три законопроекта, имеющих отношение к системе образования. Профильный комитет подготовил к первому чтению проект закона о повсеместном введении единого государственного экзамена к 2009 году и ко второму чтению – по контролю и надзору в системе образования, предусматривающий серьезное ужесточение процедуры лицензирования и аккредитации. «После принятия закона контрольные и надзорные органы в регионах войдут в структуру Рособрнадзора, – прокомментировал документ Николай Булаев. – Процедура аттестации упраздняетя, и система аккредитации становится двухступенчатой – лицензирование и аккредитация. Особо жесткая позиция прописана по филиалам вузов. Филиалы будут лицензировать абсолютно так же, как и обычные образовательные учреждения: предъявите площади, материально-техническую базу, кадровый состав, и только после этого вы получите лицензию. Кроме того, в законе есть статьи об ответственности учредителя и возникновении форс-мажорных обстоятельств. Иногда такие статьи носят декларативный характер, но, по крайней мере, они позволяют людям более жестко отстаивать свои позиции в суде».
Наконец, третий законопроект – о науке и научно-технической политике, согласно которому отраслевые академии наук получают статус государственных. «Президент РАН после избрания на общем собрании будет утверждаться Президентом РФ, а президенты отраслевых академии наук – Правительством РФ. Правительство будет утверждать и уставы академий, – пояснил Николай Булаев. – Кроме того, в проекте закона прописана очень важная норма, делающая легитимной те выплаты, которые получают за звание академика и члена-корреспондента. После принятия закона не будет сомнений, насколько они правомерны».
После своего выступления Николай Булаев ответил на многочисленные вопросы профсоюзных лидеров
Александр ГРЕБЕНКИН, Санкт-Петербург:
– Будут ли в законе дополнительно прописаны должностные обязанности президента вуза?
– Мы умышленно не стали четко прописывать его должностные обязанности, упомянув только три полномочия, которые может иметь президент. В первую очередь эта должность вводится все-таки для того, чтобы решить кадровые проблемы и омолодить ректорский корпус. Мы вводим должность президента практически под конкретного человека, при этом прекрасно понимая, что человек, отработавший в должности ректора большое количество лет, хотел бы сохранить свое влияние в коллективе. Мы ему такой возможности не даем: в законе есть норма, которая гласит, что даже прописанные полномочия определяются по согласованию с ректором. То есть мы сразу ставим точки над i. Ректор – это главная фигура в вузе, отвечающая за все.
– Финансовые органы вузов испытывают беспокойство по поводу того, что надбавки за ученые степени будут выплачиваться не с 1 ноября 2006 года, а с 1 января 2007 года. Насколько обосновано это беспокойство?
– В бюджете 2006 года на реализацию закона о доплатах предусмотрено 3,6 миллиарда рублей, и у меня нет никаких оснований беспокоиться по этому поводу. Деньги на эти цели были заложены еще в прошлом году. С 1 ноября 2006 года выплаты будут производиться в полном объеме.
Николай ХЕКАЛО, Ростовская область:
– Аттестационная комиссия, которая будет утверждать кандидатов на должность ректора, на 50% должна состоять из представителей власти и на 50% – из ректорского корпуса. А роль профсоюза предусматривается, или он будет стоять в стороне?
– Участие профсоюза в работе аттестационной комиссии, к сожалению, в законе не прописано. Но власть в число своих представителей может включить и представителей профсоюза. Она может пригласить в рамках своей квоты всех, кого посчитает возможным. Но иногда нужно проявлять настойчивость. Например, мы настояли на том, чтобы в составе аттестационной комиссии законодательную власть представляли четыре человека – два от Госдумы РФ и два от Совета Федерации.
– Если вводится должность президента вуза, вносятся изменения в устав. Что делать, если на выборах кандидат на должность президента не проходит?
– Внесение изменений в устав предшествует выборам, и я не вижу смысла убирать их, когда кандидат не избран. Если выборы не состоялись, значит, их не будет до появления достойного кандидата на должность президента вуза. Но мы понимаем, что формальной процедуре выбора предшествуют многочисленные согласительные процедуры, и представители ученого совета координируют свои действия с Федеральным агентством по образованию. Мы согласились с поправкой в законопроект, гласящей, что, как правило, на должность президента предлагается человек, имеющий опыт работы ректора. Это значит, что может быть предложена и другая кандидатура. Ученый совет избирает президента тайным голосованием, и я бы очень хотел посмотреть, как депутаты, про которых распускают слухи, будто все они станут президентами вузов, подомнут под себя ученые советы. Эти домыслы смешны. Первый подобный случай закончится публичным скандалом, и все СМИ с удовольствием опишут, как федеральная власть внедряет своих неподготовленных людей в вузы, чтобы их трудоустроить. Никто на это не пойдет.
Вячеслав СЕДЫХ, председатель Студенческого координационного совета профсоюза:
– Предусмотрено ли в бюджете на 2007 год повышение студенческих стипендий?
– Да, с 1 сентября 2007 года стипендии возрастут на 50% и составят 900 рублей. Но я считаю, что мы идем неправильным путем. Думаю, нужно увеличить стипендиальный фонд, что позволит учреждениям образования самостоятельно решать, какой размер стипендии должен быть у разных студентов в зависимости от их социального положения, успехов в обучении и так далее. Я понимаю, что такая позиция может вызвать несогласие. Но простое увеличение стипендии всем в полтора раза все-таки несправедливо. В вузах немало студентов, которые получают стипендию, но она им не всегда нужна. Некоторым этих денег хватает, чтобы пятнадцать минут посидеть в кафе. Думаю, мы имеем право, подключая студенческий профсоюз, решать проблему стипендиального обеспечения иным образом. Я считаю, что и в оплате труда нужно увеличивать общий фонд и переходить на контрактную систему, оплачивая работу с учетом того качества, которого человек достигает.
В этом году начинается эксперимент по образовательному кредитованию. Кредиты будут трех уровней: основной – до 140 тысяч рублей в год, дополнительный – до 70 тысяч рублей в год, сопутствующий – в размере прожиточного минимума на данной территории на питание, приобретение одежды, обуви и так далее. В этом году в бюджете на эти цели заложены небольшие деньги – 65 миллионов рублей, но мы уже готовим соответствующий закон и, думаю, через какое-то время будем проводить кредитование не в качестве эксперимента, а в рамках полномасштабного проекта. Беря кредит, студент не вносит никакого имущественного залога для обеспечения возврата взятых средств. Государство создает специальную структуру, которая выступает поручителем. Кроме того, закладывается 10-процентный резервный фонд для погашения кредитов в том случае, когда наступают форс-мажорные обстоятельства.
Владимир ВЕКШИН, Удмуртия:
– Предполагаемый закон об увеличении МРОТ и закон о бюджете, видимо, между собой не согласуются. То есть увеличение МРОТ не предусматривает соответствующего роста зарплаты бюджетников. У меня есть данные по нашей республике: учитель в среднем получает 4930 рублей, учебно-вспомогательный персонал – 2378 рублей, технический персонал – 1136 рублей. Неужели депутаты полагают, что 20-процентное повышение зарплаты через год будет существенной прибавкой для работников образования?
– Если бы решение вопроса зависело целиком от нас, от меня конкретно или от моего комитета в Думе, мы бы приняли то решение, которое прописали в заключении комитета. Мы предложили Правительству РФ и Государственной Думе повысить зарплату в два этапа: на 15% с первого мая и еще на 15% – с 1 сентября 2007 года, в целом получилось бы увеличение на 30%. Думаю, прибавка на 20% не покроет инфляции. Но в принципе выполняется решение президента о повышении зарплаты бюджетникам в полтора раза.
Обращаю внимание на то, что проект бюджета был внесен в Думу в августе, а идея об увеличении МРОТ появилась полторы недели назад. Если сейчас мы попытаемся увязать ее с изменением бюджета, то никогда закон об увеличении МРОТ не примем.
Работодатели не поддержат наш законопроект в рамках Российской трехсторонней комиссии – им повышение МРОТ не выгодно. Но если еще и профсоюз его не поддержит, мы так и останемся при МРОТ в 1100-1400 рублей.
Комментарии