Единый государственный экзамен – наша новая реальность. Возникшая сравнительно недавно, она по сей день продолжает будоражить умы людей, так или иначе связанных с вопросами образования.
Отношение активной части общества к ЕГЭ было и остается весьма неоднозначным – споры порождает не только сам факт существования такой формы проверки знаний, но и технология его проведения. В этой связи осмысление роли ЕГЭ как нового инструмента оценки качества образования становится первоочередной задачей момента.На сегодняшний день сложилось несколько мифов относительно единого государственного экзамена.Первый миф: на ЕГЭ можно натаскать. Под «натаскать» в этом случае понимают не просто многократную тренировочную отработку вопросов и заданий (необходимый элемент любого обучения), а ограничение процесса подготовки исключительно такими упражнениями. Рефреном звучит до боли знакомое: «Когда мы будем писать билеты?»Ситуация с ЕГЭ осложняется тем, что запомнить абсолютно все ответы на вопросы невозможно в принципе. Их число по каждому предмету давно перевалило за тысячу, сочетание вопросов, составляющих конкретный вариант, тоже непостоянно, да и формулировки регулярно обновляются. В общем, тренировка памяти, конечно, вещь полезная, но в случае с ЕГЭ этого явно недостаточно, а потому имеет смысл использовать время более эффективно.Единый государственный экзамен очень часто упрекают в его нетворческом характере. Дескать, тест не позволяет увидеть личность выпускника. Но ведь помимо тестовой части ЕГЭ по любому предмету включает в себя часть С, иначе говоря – задания с развернутым ответом. Например, часть С экзамена по русскому языку предлагают в форме эссе, то есть структурированного размышления, где нужно изложить свое мнение о предложенном для чтения и анализа публицистическом тексте. При этом требуется не просто письменно высказать свое мнение по поводу прочитанного, а дать в развернутом суждении ответы на поставленные вопросы. Тут недостаточно просто «налить воды», нужно ответить по существу, продемонстрировав свои умения пользоваться письменной речью для решения поставленных задач. Этому вполне можно научиться, но натаскать на это – вряд ли.Мне кажется, что творческое начало у учеников должно формироваться и проявляться на уроках, а не во время экзамена. Да, тест и творчество трудно совместимы, но лишь потому, что творчество должно иметь отношение ко всему обучению целиком, а тесты всего лишь форма аттестации. И совсем не важно, в каком виде происходит проверка знаний, в любом случае школьник должен показать и свое творчество, и эрудицию, и начитанность.Первого сентября, в самый первый школьный день, учителя видят в глазах первоклассников радостное волнение, нетерпение вместе с ожиданием чего-то очень значительного, но пока еще неопределенного. Практически каждый ребенок идет в первый класс с желанием учиться, ему ИНТЕРЕСНО.И вот тут мы водружаем ЕГЭ на постамент и говорим: «Ты должен сдать ЕГЭ… Учись, иначе не сдашь ЕГЭ». В этом случае естественный интерес, любознательность ребенка угасают. Учиться становится НАДО, причем надо не лично кому-то, а некоему таинственному ЕГЭ. В зависимости от возраста ребенка этот образ персонифицируется – в родителя, учителя, в очертания счастливого будущего, которое наступит после сдачи ЕГЭ и поступления в некий институт…Впрочем, можно пойти и другим путем – сделать акцент на развитии интеллекта ребенка и формировании умения учиться. Умение учиться входит в базовую человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. Человек, владеющий этой компетенцией, будет способен, во-первых, сознательно получать максимально широкое образование, помогающее ориентироваться в самых разных областях, а во-вторых, развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Иначе говоря, смысл образования – дать ребенку некоторый обязательный для культурного человека объем информации, снабдить инструментом для добывания новых недостающих знаний и обучить умению решать (опираясь на теорию) практические задачи.В этом смысле функция единого государственного экзамена (как и у любого другого) – приведение в систему полученных знаний и тренировка мобилизации внутренних ресурсов. Очевидно, что успешность выполнения заданий ЕГЭ в значительной степени обеспечивают такие психологические функции, как хорошая переключаемость и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.В качестве примера упражнения для тренировки оперативной памяти могу назвать предметные модификации известной игры «Ассоциации», где в качестве ассоциируемых понятий используются термины из школьных курсов биологии, физики. Инструкция простая. В руках у ведущего мяч. Он может бросить его любому игроку и назвать любое понятие из… (тут указывается заданная тема, раздел). Игрок, которому мяч брошен, должен поймать его и назвать ассоциацию с этим понятием, после чего сам становится ведущим. Игра прекрасно подходит в качестве небольшой разминки в начале урока. Ее можно усложнить, используя штрафные очки за ассоциации, не связанные с предметом, или вводя бонусы за тематические ассоциации. Кроме того, если ввести дополнительную инструкцию о периодической смене темы поиска ассоциаций (по желанию игрока или, в более сложном варианте, через определенное количество ходов), будет тренироваться еще и переключаемость внимания.Для этих же целей можно использовать хитрый кроссворд, в поле которого по вертикали, горизонтали, диагонали, в прямом и обратном порядке спрятаны понятия и термины, связанные с определенной темой или курсом. Задача ребенка – найти их. Такой кроссворд могут составлять и сами дети, что будет служить для них дополнительной тренировкой.Тестирование, если оно проводится учителем не от случая к случаю, а в системе, и не в целях натаскивания, а в целях дальнейшего развития учащихся, составляет технологию обучения. Не тест ради теста, а как некая контрольная точка, после прохождения которой следует проведение коррекционной работы.Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на изучение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.Второй миф: убежденность в том, что сдача единого государственного экзамена – это чрезмерное психологическое напряжение, несмотря на которое получить оценку свыше 90 баллов просто нереально.Такое представление не прибавляет положительного настроя на работу ни учителю, ни его ученикам. Однако проводимые исследования показывают, что уровень тревожности в отношении ЕГЭ у взрослых (родителей выпускников и учителей) значительно выше, чем у тех, кто собственно сдает экзамен. В этой связи основная часть работы по снятию тревоги перед ЕГЭ ложится не только на плечи психолога – педагоги и родители также должны внести свою лепту.Одним из самых важных вкладов учителя в успех ребенка на ЕГЭ будет вселение в него веры в этот успех, опровержение слухов о нечеловеческой сложности ЕГЭ. Главное оружие на этом направлении – информация. И ученик, и учитель, и родитель должны свободно ориентироваться во всех вопросах, связанных с ЕГЭ.Именно учитель может помочь ребенку сформировать конкретный алгоритм того, как он будет вести себя на экзамене. Например: «Сначала послушаю инструкцию, затем проверю наличие всех бланков, заполню шапки бланков, потом прочитаю задания блоков В и С, затем решу блок А (вопросы, которые знаю), затем вернусь к блоку В, затем к С. Я знаю, что на «5» не обязательно решать все вопросы блока С, поэтому я начну с наиболее простой для меня задачи – попробую решить ее за 30 минут, если не получится, попробую решить другую. За 30 минут до конца экзамена я начну заносить результаты в бланк ответов и проверять верность занесения. Я имею право оставаться на экзамене до конца отведенного времени, даже если я остался последним в классе. Я не буду обращать внимание на уходящих, я работаю на свой результат в своем темпе». Любой подобный алгоритм создаст ощущение безопасности ситуации, так как разбивает время экзамена на конкретные, понятные и почти не тревожные элементы (действия).Психологи разработали много памяток учащимся по работе с материалами ЕГЭ. Каждый педагог может адаптировать их к особенностям своего предмета и ненавязчиво предлагать школьникам. В психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.Чего не стоит делать учителю, готовящему детей к сдаче ЕГЭ?Во-первых, не следует накалять обстановку, даже если вы считаете, что для этого есть основания. И выпускники, и их родители волнуются. Достоверной информации о едином государственном экзамене у них существенно меньше, чем у педагогов, а вот страшных историй о том, как академик-математик не смог решить ЕГЭ по математике, гораздо больше.Во-вторых, не имеет смысла взваливать весь груз ответственности за сдачу ЕГЭ каждым отдельным ребенком исключительно на себя. Учащиеся 11-го класса вполне самостоятельные люди и прекрасно знают о важности единого государственного экзамена, о том, что к нему нужно серьезно готовиться.И, наконец, в-третьих, не стоит рассматривать ЕГЭ как единственную цель и результат обучения. Пытаясь подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ любой ценой, вы добьетесь скорее противоположного эффекта – вытравите интерес и любознательность, отобьете желание учиться…Можно сформулировать некоторые рекомендации учителям: Постарайтесь сделать процесс подготовки к ЕГЭ интересным. Развивайте в детях умение учиться, способность понимать, искать информацию и использовать ее независимо от ее предметной принадлежности. Формируйте у школьников способность предъявлять свои знания (и получать удовольствие от этого процесса) в самой разнообразной форме, развивайте универсальные учебные действия согласно новым стандартам образования. Поговорите с учащимися и родителями об особенностях единого государственного экзамена, его отличиях от традиционной формы аттестации. Чем больше полной, конкретной и достоверной информации они получат, тем прочнее будет фундамент вашего с ними сотрудничества. Используйте в своей работе самые разнообразные способы проверки знаний и умений учащихся. Предъявление знаний должно быть для ученика естественной и неотъемлемой частью учебного процесса. Научите детей работать с информацией – перегруппировывать ее, выстраивать в схему, искать точки пересечения знаний из учебника с информацией, полученной из других источников. Позаботьтесь о том, чтобы дети умели работать с тестами, знали и понимали их специфику, не испытывали страха перед ними. Используйте приемы, позволяющие тренировать оперативную память и переключение внимания. Проработайте с учениками наиболее приемлемые алгоритмы работы над заданиями ЕГЭ по вашему предмету. В случае необходимости помогите ребенку выстроить индивидуальный алгоритм работы исходя из его личностных особенностей (тут очень кстати придется помощь психолога). Научите детей планировать, распределять и эффективно использовать отведенное на экзаменационную работу время.А.ВОРОБЬЕВА, заместитель директора по экспериментальной работе школы №283, педагог-психолог
Комментарии