Любой учитель знает, как непросто бывает посвятить обычного, здорового и сообразительного ученика в суть преподаваемого предмета. А если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, зачастую с трудом идущий на контакт, задача усложняется многократно. Однако коллектив специальной коррекционной общеобразовательной школы «Гармония» во главе с директором Еленой Рябизиной творит настоящие чудеса, помогая детям не только получать полноценное образование, но и адаптироваться в таком непростом для них мире.
Сеть коррекционных учреждений в Одинцовском районе развита неплохо: есть Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, Голицынская специальная (коррекционная) школа VIII вида, коррекционная общеобразовательная школа надомного обучения «Надежда», расположенная в самом Одинцове. Однако такой школы, как «Гармония», куда дети с нарушениями здоровья приезжали бы учиться, до августа 2002 года не было. Потребность же в таком заведении была острой.До 2002 года ребята-инвалиды, проживавшие на территории района, получали надомное обучение. При этом учебная нагрузка у детей в соответствии с действующими нормативами была невелика даже для нездорового ребенка – 8-12 учебных часов в неделю. Уместить в столь короткое время массовую учебную программу попросту невозможно. Преподавание велось по главным дисциплинам. Такие предметы, как труд, музыкальное обучение, информатика, не входили в программу обучения, ведь пианино, столярный станок не принесешь к ребенку домой. Дети не получали всестороннего развития. К тому же отсутствие общения со сверстниками, с внешним миром сказывалось не лучшим образом на психологическом состоянии ребят, вело к их изолированности и замкнутости.История школы началась как история энтузиастов. Родители больных детей, учителя, понимающие всю важность полноценного обучения, стали на собственном транспорте привозить детей в «Гармонию». Сейчас в школе практикуется несколько форм обучения в зависимости от состояния здоровья детей: очная, комбинированная, домашняя, дистанционная.Классы для детей, имеющих возможность приходить в школу, насчитывают до 4 человек. Здесь учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, соматическими поражениями, со снижением интеллекта, расстройством эмоционально-волевой сферы, пороком сердца, детским церебральным параличом, инвалиды после аварий, глухие. И это далеко не полный список. Истории заболеваний учеников потрясают, а ежедневная самоотверженная работа персонала школы вызывает уважение. Здесь царит дух товарищества и стремление оказать помощь друг другу. Ученик, больной сахарным диабетом, может прервать урок и попросить учителя принести ему сладкого чая. И педагог тут же выполнит его просьбу. У детей с нарушениями психики часто случаются эмоциональные всплески, которые учитель, отведя ребенка в сторонку, терпеливо и грамотно нейтрализует. В школе есть уютная кухня-столовая, где детей кормят, сами педагоги с помощью ребят моют посуду. В этом учебном заведении преподаватели благодаря любви к детям делают невозможное. Так, девочку, страдающую аутизмом, научили играть на балалайке, читать стихи. А неговорящего ученика обучили чтению и пониманию прочитанного.Весь процесс обучения построен так, чтобы создавать мотивацию к учебе у больных детей. Например, художественный курс, в ходе которого ребята лепят, рисуют, создают поделки из бумаги, направлен не только на развитие общих способностей, но и на улучшение моторики, пространственного воображения. Для слабослышащих детишек преподавание музыки обязательно включает в себя музыкоритмику. Каждый преподаваемый предмет призван раздвинуть рамки восприятия ребенка. Обучение ведется по трем программам: общеобразовательной, программе коррекционного образовательного учреждения VIII вида и экспериментальной (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта, ранее считавшихся необучаемыми). Учителя школы разрабатывают индивидуальные учебные планы с учетом особенностей каждого ученика, состояния его здоровья. Елена Рябизина рассказала, что коллектив педагогов школы сложился в первый же год ее существования. И несмотря на то что работать в такой школе непросто, ушли из нее совсем немногие. Остались те, для которых школа больше, чем просто место работы. Иначе как объяснить, что учителя в летние месяцы отправляются со своими подопечными к морю. А ведь каждый ребенок в такой группе требует неустанного внимания и заботы. Школа живет насыщенной, полноценной жизнью – проводятся праздники, конкурсы, спартакиады, спортивные соревнования. Детей возят в московские музеи и театры.Задача дистанционного обучения была актуальна для коррекционной школы давно. Тяжелобольным, лежачим ученикам пересылались задания по электронной почте. С 1 сентября 2006 года дистанционное обучение детей, которые не могут регулярно посещать школу, пришло и в «Гармонию». Связь с учениками осуществляется с помощью Интернета. Технология Apple предполагает использование преподавателем и учеником двух компьютеров с видеокамерой, а также особой коммуникационной программы, позволяющей им общаться в реальном режиме – слышать и видеть друг друга, обмениваться данными и файлами.Здесь есть и компьютеры, и конструкторы «Лего», и цифровая лаборатория – все это весьма способствует организации дистанционного обучения. С помощью цифровых компьютерных лабораторий можно провести натурные эксперименты с возможностью быстрой обработки результатов поставленных опытов. Опыты по физике, химии, биологии, экологии возможны на природе, а это повышает заинтересованность ребят в процессе обучения. Лаборатории укомплектованы датчиками температуры, расстояния, освещенности, пульса, содержания кислорода, дыхания, магнитного поля и другими, которые подключаются к карманному компьютеру. Это позволяет не только запомнить результаты эксперимента, но и провести их обработку. Впоследствии ученик имеет возможность перекачать данные эксперимента на компьютер и оформить их в виде лабораторной работы.Вся лаборатория, позволяющая провести огромное количество различных опытов, умещается в небольшой коробке и легко транспортируется из класса в класс, а также может быть взята учителем для проведения натурных исследований в поле, лесу. Курс занимательной географии включает в себя для наглядности голографические эффекты. Подобные технологические решения позволяют развивать исследовательские таланты ребят. В комплект оборудования для дистанционного обучения входят конструкторы «Лего». Школьники создают из лего-материалов роботов, которые обладают датчиками, органами движения, их поведение задается программой, создаваемой самим учащимся. Работа над созданием лего-роботов позволяет проводить изучение серьезных естественно-научных и технических дисциплин в увлекательной игровой форме. Ученик школы «Гармония», большую часть жизни проводящий по состоянию здоровья в больнице, с помощью программы дистанционного обучения сконструировал робота-толкателя, способного выполнять задания. Участвующие в эксперименте дети помимо базовых дисциплин, преподаваемых с помощью дистанционного обучения, получают знания и по факультативным предметам – мировой художественной литературе, иностранным языкам.Здесь стараются сформировать у школьника социальный опыт. В «Гармонии» сложилась система внеклассной работы на основе методики коллективной творческой деятельности. Она позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, участвовать каждому школьнику в творческой деятельности независимо от возраста и заболевания. В школе сложились гуманные отношения партнерского сотрудничества учителей и ребят, основанные на взаимном уважении и доверии.Ребята часто занимают призовые места, они с удовольствием участвуют в конкурсах «Мы рисуем космос», «Правила дорожного движения», «Моя профессия», «От Пушкина до наших дней», а на конкурсе патриотической песни «Щит России» в этом году эта школа стала победительницей. И за живописные работы, представленные на выставке в Химках, ребята из «Гармонии» получили первую премию.После окончания школы «Гармония» ребятам выдаются аттестаты общеобразовательной школы. Многие выпускники получают специальности повара, парикмахера в учебном центре «Голицыно», продолжают учебу в вузах, других учебных заведениях. Коррекционная школа «Гармония» выполняет особую миссию: не только заботится, развивает и учит детей с проблемами здоровья, но и формирует у них социальный опыт дальнейшей жизни в обществе. Историк Василий Ключевский считал, что преподавателю нужно не только любить то, что он преподает, но и любить тех, кому он преподает. Эти качества – главный смысл работы коллектива школы «Гармония».Одинцовский район
Комментарии