Качество образования, как настоящая любовь, – все о нем говорят, но мало кто знает, что это на самом деле такое. Его не изучить в химической лаборатории, и еще не появился на свет тот математик, который бы придумал идеальную линейку или точнейшие весы для измерения качества – не знаний, а именно образования. Но если новые законы гласят, что зарплата учителя должна зависеть от качества его работы, то в самое ближайшее время власти все-таки придется сделать следующий шаг и дать четкий ответ на этот, казалось бы, абсолютно неразрешимый вопрос. О том же говорили и на «круглом столе», продолжившем программу педагогического форума «Югра – территория инноваций». Управленцы из Москвы, Петербурга и Сыктывкара пытались вместе со своими коллегами из Нижневартовска высчитать абсолютную формулу оценки качества образования.
Реальность такова: сегодня качество образования определяется по одному-единственному индикатору – единому государственному экзамену. Однако, как заметил ведущий «круглого стола», главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, ЕГЭ – всего лишь один из многих показателей. А ведь есть еще материально-техническое обеспечение, инновационная деятельность, комфортность обучения, состояние здоровья, воспитательная работа, доступность образования, питание, дополнительное образование – все это можно объяснить и описать, но как законодательно перевести на язык цифр, степеней и недвусмысленных индикаторов? И как оценить труд «былинной» Марьи Ивановны, не жалевшей ни сил, ни времени на двоечника Ваню и сократившей количество ошибок в его диктанте с сорока до двадцати? Это все та же двойка, но каков прогресс! И чья задача сложнее – все той же Марьи Ивановны или ее коллеги, работающей в гимназическом классе с «отборными» детьми? И где пролегает та тонкая грань, что разделяет этих педагогов, и как воздать каждому по справедливости. Говоря о системе оценки качества образования, не выйдет обойти и вопрос аттестации кадров. А еще следует поразмышлять о том, насколько школа должна быть «прозрачна» и открыта для общественности. Представляя своих гостей, подмечая в каждом его необычность и уникальность, Петр Григорьевич просил их рассказать о том, что значит оценка качества образования не на бумаге, а в живой школьной практике.
Майя ПИЛЬДЕС, директор гимназии №56, Санкт-Петербург:
– Качество образования – красивый лозунг. Но что значит претворить его в жизнь? Конечно, тут не обойтись без программы развития – важнейшего документа в жизни любой школы. Потому что сама эта программа и должна строиться на двух понятиях – качества и его интенсификации. Так во всяком случае называется документ – уже шестой на моем директорском веку, – по которому живет наша гимназия. Все входящие в него подпрограммы и проекты – «Технопарк», «Профессионал», «Профиль» – работают на улучшение качества.
Помню, когда только пришла работать в школу, в кабинете директора висел тщательно вычерченный на миллиметровой бумаге график контроля и управления. Это была замечательная школа, и одна из основных тому причин – жесткое выполнение этого плана. Сегодня такой план внутришкольного инспектирования есть и у меня. Его надо каждый раз хорошо продумывать, грамотно определять, что мы проверяем и когда, какие итоги подводим и документы составляем. Призываю вас никогда, ни при каких всплесках демократии от этого плана не отказываться. Потому что хорошая школа – это школа чуть-чуть консервативная. Содержание может, естественно, меняться в зависимости от тех задач, которые решает школа, и оттого, что диктует нам время.
Не добиться нам повышения качества и без сетевого взаимодействия школ. Боже упаси, я не призываю вас проверять работу друг друга – это недопустимо. В Петербурге был опыт городской экзаменационной комиссии, когда учителя из одной школы приходили на экзамены в другую – большей катастрофы и придумать сложно. Но если у ваших соседей блестяще работает методобъединение математиков, а ваша сильная сторона – словесники, почему бы не обменяться контрольно-измерительными материалами? А дальше уже работайте с ними сами, и все замечания только «на ушко» – на мой взгляд, более эффективной методики, чем такая – доверительная и интимная, – еще не придумано. И никаких публичных порок! Давайте не будем забывать, что умного и грамотного ученика может вырастить только умный и грамотный учитель. Отсюда – беспрестанное повышение квалификации всех видов и форм.
Самая действенная форма аудита – это тестирование: не нужно бояться лишний раз «пощекотать» детям нервы. Мы, например, ни от каких испытаний никогда не отказываемся: пробное ЕГЭ, PISA – все это только закаляет. Тесты – это замечательный контроль, если не впадать в крайности и не забывать, что есть еще на свете и сочинения, и эссе, и научно-исследовательские работы. Ну и, конечно, качественное образование сегодня немыслимо без системной психолого-педагогической поддержки тех детей, которые в ней действительно нуждаются.
Игорь АГАПОВ, директор московской школы №1151 и суперфиналист конкурса «Учитель года России-96», свое выступление на «круглом столе» обставил со свойственной его широкой натуре эффектностью. Попытался тут же вовлечь слушателей в жаркий диалог и на их же собственном примере доказать, что просто работать с информацией – это еще не значит развивать свои компетенции. А без развития компетенций качественное образование – недостижимая высота. Свои управленческие замечания Игорь Геннадьевич высказал крайне лаконично и емко:
– Что такое аттестация учителя? Всего лишь признание его минувших заслуг, поощрение за тот период, что он уже отработал. Если во всех остальных сферах людям платят за настоящее, то учителям – за прошлое. И где тут мотивация? Если бы наша система была построена не на стимулах, а на мотивах, то педагог, выходя на аттестацию, предлагал бы какую-то программу саморазвития, подробно объяснял бы, чем новым и неожиданным собирается заняться в будущем. И вообще сегодняшняя аттестация не имеет никакого отношения к выявлению истинного качества. Потому что все требования заданы извне. Вот и получается, что мы не качество оцениваем, а просто отмечаем, какой квалификации соответствует учитель.
Что касается тестов, которые многие мои коллеги считают прекрасной формой контроля, то я с этим не совсем согласен. Ребенку надо дать выбор, каким образом он будет сдавать освоенный материал – устно, в виде реферата или того же теста. Только если он выберет его добровольно, он имеет смысл.
На Ольгу ОВСЕЙЧИК, директора московской гимназии №1520 имени Капцовых, учителя совсем еще молодого города Нижневартовска, смотрели с нескрываемым восхищением: ее школе уже 115 лет! По мнению Ольги Николаевны, цель гимназии точнее всего сформулировал ее бывший ученик, затем учитель, а ныне один из легендарных российских директоров Леонид Мильграм: «Забота о восполнении интеллектуальной элиты страны». В школе выстроена четкая система вовлечения учащихся в конкурсы и марафоны. И чем раньше в ребенке проснется этот азарт, тем лучше. Ничто так не говорит о качестве образования, как победы детей во всевозможных интеллектуальных состязаниях. Конечно, и лукавить тут бессмысленно, в гимназиях с их «отборными» детьми добиться этого куда проще.
Инна КАРАКЧИЕВА, глава Коми республиканского центра по работе с одаренными детьми, заместитель директора по научно-методической работе Коми республиканского лицея-интерната для одаренных детей, предложила уточнить понятия и определить, о каком качестве все-таки идет речь – образования в целом или всего лишь обучения.
– Все мы знаем, что образование – это ценность, система, процесс и услуга. А еще обучение, воспитание и развитие. Значит, мы должны оценивать качество всех составляющих. А не только одного обучения. Нас должно интересовать, каким ребенок пришел и как изменился к финалу. Есть ли прогресс относительно него самого, выросли ли его потребности, изменились ли содержание и методы работы, которые он отныне избирает сам для себя? Недаром говорят, что образование – это то, что остается, когда забыто все выученное. В нашем лицее качество оценивается через познавательную самостоятельность. Да, наши ребята, несомненно, одарены, но мы все время помним о том, что даже у гениального ребенка процесс развития может остановиться.
Ну и, конечно, мы должны оценивать, насколько сами дети и их родители удовлетворены образовательными услугами, которые мы им предоставляем.
Своим видением качества поделилась с гостями и радушная хозяйка – директор нижневартовской школы №40 Светлана ТИТОВА. В свое время тут сделали ставку на программу «Одаренные дети в школе без неудачников»: провели мониторинг, определили, кто из воспитанников интеллектуально или академически одарен, в ком сильнее лидерские качества, чьи таланты лежат в сфере спорта или искусства. Наладили диалог с родителями, внедрили множество элективных курсов, организовали межпредметные и предметные банки заданий, разработали авторскую методику формирования учебной успешности.
– Учебный год мы разбили на три периода. Для того чтобы вычислить уровень учебной успешности, суммируем средние баллы по каждому из периодов. Максимальное количество баллов, которое ребенок набирает за год, – 15. Отдельно суммируем баллы по предпочитаемым предметам и за участие в олимпиадах, где 4 балла – участие в олимпиадах любого уровня, 5 баллов – призовые места. В этот же рейтинг попадает и уровень социализации одаренных детей: от дезадаптации до социальной ответственности, когда ребенок уже не просто учится сам, но и помогает другим.
Тому, кто внимательно слушал все выступления – взвешенные или, напротив, провокационные, – не мог не стать очевидным один простой факт: сегодня каждый выплывает из проблемы оценки качества образования как может, полагаясь лишь на собственные опыт и интуицию – те «плавсредства», что редко подводят грамотного руководителя. Но ведь качество и его определение – не частный вопрос, а дело государственное. И потому-то замечание, которым завершил «круглый стол» его ведущий Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, внезапно оказалось не примиряющим резюме, а новым жестким вопросом:
– Проблема качества образования напрямую сообразуется с будущим законом о стандартах. Требования к результату, к структуре программ и к условиям реализации учебного процесса – будут ли все они ясно прописаны в законе? Если, как и прежде, там будет значиться одно-единственное требование к результату и не будет оговорена государственная ответственность за условия реализации учебного процесса, то можно будет смело ставить крест и на качестве образования, и на стандартах.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ и Ольга ОВСЕЙЧИК: качественным бывает не только образование, но и взаимная симпатия
Комментарии