Цели: – создать мотивацию для знакомства с понятиями: Кто я? Зачем я здесь? Куда движется моя жизнь? Подвести учащихся к пониманию вопросов, определяющих наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом; – развивать у детей умение анализировать ситуацию, выполнять проблемные задания, сочетать индивидуальную и групповую формы учебной деятельности; – продолжить знакомство с понятиями: частная жизнь, приватное пространство, деликатность, достоинство, любовь, сострадание, содействие.
«Сотвори мир в себеИ отправь его людям».Ф.Абрамов
Ход урока
Создаются четыре группы (каждая получает задание по вопросам урока).
Учебная мотивация (предлагается обсудить ситуацию с разных точек зрения).
Постановка проблемы.
Учитель: Нравственное самоусовершенствование, развитие своего внутреннего «Я» – это план, на выполнение которого потребуется вся жизнь, и это самая важная задача в судьбе любого человека. Поэтому вперед, начнем наше путешествие вместе.
Но для того чтобы легче было вам во всем этом разобраться, я предлагаю небольшой рассказ, по которому наши группы и будут работать:
«Однажды теплым летним вечером пожилая супружеская пара сидела около своего дома, любуясь закатом. После долгого молчания муж повернулся к жене и, вглядевшись в ее доброе лицо, на котором запечатлелись следы многолетнего жизненного опыта, спросил: «Недоставало ли нам чего-нибудь за все эти годы?» Старая женщина посмотрела на мужа, и мысли ее унеслись далеко в прошлое, полное и радости, и горя. «Да, – сказала она, – мне хотелось бы больше отдавать другим людям». И, глядя прямо перед собой, в зарево догорающего солнца, она задумалась над этими словами».
Мне, как учителю, кажется, наверное, нет такого человека, кто бы ни задумывался над тем, что с ним произойдет в будущем. Что будет с вами через несколько лет? Что к этому моменту станет важным в вашей жизни? Может быть, сейчас вам кажется странным заглядывать далеко вперед, ведь вся жизнь еще впереди, но пройдет какое-то время, и это столь отдаленное будущее станет реальностью. И тогда вы вольно или невольно задумаетесь, в чем же смысл вашей жизни.
А теперь давайте разберемся, что необходимо, чтобы это понять?
Первая группа работала над вопросом «Кто я?».
1-й ученик: Нравственный вопрос, на который каждый из нас обязан ответить, заключается в следующем: что я за человек и каким человеком хочу стать?
Каждое живое существо должно пройти через период роста, состоящий из определенной последовательности этапов. Формирование, рост, завершение. Опыт показывает: в отличие от тела рост нашего духовного «Я» не происходит автоматически, ему необходимы сознательные условия. Двери в отношения открываются на себя (это известно всем).
Из разговора с самим собой: «Человек может быть открытым для других. Он доверяет, он благодарит прошлое и надеется на будущее – на перспективу отношений, на душевную близость. Доверяет настоящему, потому что очень важно принять себя именно таким, на взлете, на пределе душевных сил: НУ, ПОНИМАЕШЬ, это Я!
И здесь проявляется удивительная, уникальная способность человека относиться к самому себе, как к другому, и тот, кто действительно любит меня, помогает открыть во мне МЕНЯ лучшего. А как прекрасно сказать другому: «Ты мне нужен. Я без тебя не могу». И тогда хочется быть вместе, но идти к людям. Многие испытали на себе, как трудно найти в нашей жизни равновесие между тем, как сделать счастливыми других и себя. Чудесно, если эти пути совпадают, а если нет?
2-й ученик: Но тогда для этого надо пройти несколько стадий:
привлечь внимание к себе;
заинтересовать собой;
увлечь собой;
прийти к сотрудничеству.
То есть подняться по нескольким ступенькам отношений. Итак, начнем по порядку…
1. Привлечь внимание, то есть расположить к себе. А для этого необходимы дружелюбный настрой, душевная удовлетворенность, искренность, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, улыбка, улыбка и еще раз улыбка.
2. Заинтересовать собой. И вот здесь нужны наши достоинства. Человек пришел на эту землю демонстрировать свои достоинства, то самое лучшее, что выражает его сущность, что выпрямляет его, что делает непохожим на других, ощутить себя в себе и предъявить себя для других. Людям нравится ощущать свою собственную значимость. «ВОТ – Я». «ВОТ Я КАКОЙ ХОРОШИЙ».
С чего начинается ощущение своих достоинств? Да с уважения самого себя. Всего, что возвышает человека над самим собой. Лично мое мнение: я боюсь быть хуже самого себя и подставить под удар других.
3-й ученик: Мое мнение такое – многие из нас не хотят, чтобы их считали плохими, и многие из нас не любят, когда ошибаются, потому что всем людям присуще внутреннее стремление быть всегда правыми. Поэтому я предлагаю рассмотреть вопрос и поразмышлять, как увлечь собой.
Увлечь собой – это значит понять и почувствовать другого. Значит, смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. Увлечь собой – это умение слушать и слышать другого. Умение слушать – это значит: я готов выслушать не перебивая; у меня есть для вас время, столько, сколько вам потребуется; мне действительно интересно то, о чем вы говорите, и нет ничего другого, что меня может от вас отвлечь.
Свою мысль я закончил бы словами:
Чтобы ты мог свою речь
От ошибок сберечь,
О пяти вещах помни всегда:
Кому говоришь,
О ком говоришь,
И как, и где, и когда…
(И я добавил бы – зачем.)
Наш уровень нравственности имеет большое значение, если мы хотим стать зрелой личностью, уважающей себя и других людей.
4-й ученик: Как прийти к сотрудничеству. Исследуя литературу, искусство, взаимоотношения, я бы ответил на этот вопрос так.
До тех пор, пока мы не осознаем значения наших ежедневных поступков, решений и устремлений, мы будем путешествовать по жизни с закрытыми глазами. Я предложу вашему вниманию несколько высказываний из произведений многих авторов на данную тему. Прежде всего меня поразили слова Андрея Вознесенского:
Нам попросту хочется высвободить
Невысказанное, заветное…
Нужна хоть кому-нибудь исповедь…
И слова Э.Берна: «Любить кого-то – это выучить песню его сердца и петь ее, когда он забывает о ней». Таким образом, мы получаем целую систему отношений, через которую человек воспринимает себя и окружающих.
И тогда возникают вопросы. Если у меня должен состояться разговор, то:
Зачем мне необходим этот разговор?
Мне надо переубедить?
Мы должны найти компромисс?
Какие аргументы я приведу?
Какие могут быть возражения, вопросы?
Как я на них отвечу?
Как я закончу разговор?
Таким образом, из всего этого мы получаем действенное отношение одного «Я» к другому «Я», в результате которого возникает новая система – общность «МЫ». Это выход на исповедный уровень общения, доверия и предельной откровенности. И тогда мы сможем отреагировать на рассказ, который был прочитан в начале урока. С чем мы придем к нашим зрелым годам, к нашей старости? Чем будем гордиться, о чем сожалеть? Может быть, если мы задумаемся об этом сегодня, то в будущем нам не придется с грустью оглядываться на прожитые годы, понимая, что уж слишком поздно что-либо изменить. Моя мама всегда повторяет слова из Евангелия «Не судите, да не судимы будете». Я их понимаю так: любовь к людям, дружба, человеческие отношения. И тогда из наших размышлений можно сделать вывод: на слова супружеской пары можно ответить так: «Раньше я могла помогать людям, поддерживать их. А теперь что я могу дать? Только тепло отношений, какое-то человеческое тепло. Я люблю людей, и мне хотелось бы отдавать им мое тепло, пока я могу хотя бы это».
Предполагаемые результаты:
Учитель: Единство нашей души и тела и согласие, которое будет царить у нас в семье, помогут нам стать лучшими политиками, экономистами, учеными, художниками, учителями и т.д. Если люди полностью реализуют свои возможности в духовном, интеллектуальном, умственном, эмоциональном, социальном и физическом планах, благодаря бесконечной созидательной силе человека и развитию науки мы создадим замечательную культуру и идеальную окружающую среду для всех людей.
Почти у каждого человека есть сильное стремление воплотить себя в этих трех сферах: найти истинное «Я» и стать настоящей личностью, создать семью, основанную на любви и взаимопонимании; выразить каким-либо образом свое созидательное начало. Даже если ваши родители и учителя не учили вас этому, эти стремления все равно присущи вам. Мы интуитивно чувствуем, что все эти отношения необходимы нам, ибо только тогда мы сможем достичь полного счастья.
Подведение итогов работы и выводы
Задание для всего класса: сделайте вывод из всего услышанного сегодня и запишите в тетрадь.
Ученики: Таким образом, мы можем понять, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы благодаря истинной любви испытывать радость от любых отношений: с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Приобретая личную целостность, мы можем развивать гармоничные отношения с другими людьми. Только тогда мы способны создать счастливую семью, внести свой вклад в построение более гармоничного общества и изменить к лучшему окружающий мир. Совершенствование отношений с другими людьми – это тоже своего рода созидание, потому что эти отношения помогают формировать и изменять характеры других людей так же, как и свой собственный.
Рефлексия
Беседа по вопросам: Что нового вы узнали? Чему научились?
Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания, Саранск
4-й ученик: Как Исследуя литературу, искусство, взаимоотношения, я бы ответил на этот вопрос так.
Комментарии