Говорят, “от тюрьмы и от сумы не зарекайся”. Но возможны и совершенно иные варианты.
Однажды я чуть не стал судьей. Не думайте, что речь пойдет о несбывшихся мечтах обучаться на каком-то юридическом факультете, нет – каждый из вас вполне может оказаться в подобной ситуации. Как-то раз пришла мне повестка из суда, которая обязывала такого-то числа явиться по адресу, чтобы исполнить свой гражданский долг. Как оказалось, компьютер методом случайных чисел из миллионов вариантов выбрал меня в качестве кандидата на роль присяжного заседателя. А поскольку права и обязанности таковых закреплены конституционно, мне предоставлялась возможность некоторое время попросту перейти на другую работу (с сохранением всех привилегий на основном месте работы).
Последовательность моих эмоций была, думаю, всем вам понятна и объяснима. Сначала ≈ недоумение. Потом ≈ досада на то, что все это выбивает меня из привычного русла. Затем ≈ осознание важности момента и поиск преимуществ ситуации (например, это прекрасный повод вполне законно не работать в школе некоторое время, познакомиться с другими людьми, узнать о судебном делопроизводстве, расширить кругозор, помочь восстановить справедливость и т.д.)
Но оказалось, все далеко не так просто. Судьи (настоящие) выбирали себе команду присяжных под конкретные уголовные дела. В одном случае это было обычное ограбление (всего-то три тома уголовных дел), в другом ≈ деятельность вооруженной банды (порядка 18 томов) и т.д. Многочасовое присутствие (пока только простое присутствие!) в помещении суда, а также перспектива выслушивать бесчисленные показания свидетелей, потерпевших и обвиняемых, видеть их не три-четыре дня, как сначала думалось, а два-три месяца (!) настолько деморализовала потенциальных присяжных, что от первоначального энтузиазма не осталось и следа. Слава Богу, у нас еще оставался шанс. И на вопрос судьи о возможных мотивах отказа каждый обязательно что-нибудь убедительно и обоснованно придумывал ≈ исходя из религиозных соображений, по состоянию здоровья, семейного положения. Меня, например, совершенно не радовало то, что придется поставить под угрозу образовательный процесс ≈ и это в условиях нехватки педагогов! Аргумент сработал, судья ≈ а ведь их тоже всегда не хватает ≈ меня понял.
Да, все-таки странные мы люди! Постоянно жалуемся, что в школе трудно, но когда узнаем, насколько тяжелее другим ≈ бежим в родные пенаты сломя голову. Чтобы опять жаловаться.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии