Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подписал приказ об освобождении от обязанностей ректора МЭИ Сергея Серебрянникова. Причиной отставки стали результаты проверки вуза Счетной палатой.
Вообще Счетная палата проверяла не только МЭИ, в поле зрения аудиторов попали также РГГУ, РУДН, МГТУ «Станкин», Академия водного транспорта и Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М.Бербекова. У каждого из проверяемых вузов история в ходе проверки сложилась по-своему. Самый опытный ректор – ректор РУДН Владимир Филиппов – уволил несколько руководителей университетской системы дополнительного образования, после чего никаких финансовых нарушений в РУДН аудиторы не обнаружили, более того, отметили этот вуз как один из наиболее эффективных в области финансово-экономической деятельности. По словам аудитора Сергея Агапцова, проверки показали не только высокий уровень целевого расходования бюджетных средств и в РУДН, и в Кабардино-Балкарском госуниверситете, но и высокий уровень эффективности работы этих вузов. В частности, при общем годовом бюджете в 5 миллиардов рублей в 2011 году РУДН получил от государства только 1,6 миллиарда рублей (что интересно, из бюджетных 1,6 млрд рублей РУДН заплатил налоги в размере 1,1 млрд рублей), то есть более чем на две трети обеспечивал свою деятельность за счет привлекаемых внебюджетных источников дохода. Что касается остальных проверенных вузов, то к ним у аудиторов возникли серьезные вопросы, так как там были обнаружены такие типичные нарушения законодательства (в том числе в части использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федерального имущества), что, по мнению проверяющих, теперь требуется вмешательство правоохранительных органов. Счетная палата уже направила обращения о новых проверках вузов в Генпрокуратуру и Следственный комитет.Как рассказывает Сергей Агапцов, в РГГУ и МЭИ было обнаружено серьезное нецелевое использование средств, выделенных в рамках дополнительного бюджетного финансирования: в РГГУ – на 156,2 миллиона рублей, в МЭИ – на 34,7 миллиона рублей. Причем значительная часть средств, подлежащих расходованию на содержание и развитие материально-технической базы, была использована руководством вузов на выплату заработной платы административно-управленческому персоналу. Заинтересовались аудиторы и университетскими общежитиями: в условиях необеспеченности студентов местами в общежитиях и недостатка площадей они зафиксировали случаи предоставления мест сторонним лицам, причем как физическим, так и юридическим. Кроме того, проверяющие выявили нарушения в части сдачи в аренду федерального имущества, в результате был причинен ущерб самим вузам в размере неполученных сумм арендной платы за пользование федеральным имуществом. Аудиторы зафиксировали, что вузовские помещения использовали посторонние организации без оформления договоров и внесения официальной арендной платы за них. Их собственник – государство, но никаких договоров аренды вузы не заключали. Из-за нарушений, допущенных руководством МЭИ, сумма ущерба составила 18,5 миллиона рублей. Ректор РГГУ, как считают аудиторы, также превысил полномочия в части распоряжения имуществом, закрепленным за университетом, при принятии решений о безвозмездном предоставлении гостевых номеров квартирного типа, созданных по распоряжению ректора в жилой части здания, тут ущерб составил 10,6 млн рублей. В Академии водного транспорта были выявлены случаи неоднократного предоставления учебных судов сторонним организациям и физическим лицам без заключения договоров и оплаты. Отдельной строкой в документе о проверке было упомянуто закрепленное за вузами имущество – учебные корпуса, научные здания, общежития. По мнению Счетной палаты, часть зданий и помещений вузы использовали не по назначению, то есть не в образовательной, научной или хозяйственной деятельности. По данным аудиторов Счетной палаты, неэффективно расходовали вузы и средства, выделенные в рамках постановлений Правительства РФ «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». МГТУ «Станкин», по мнению проверяющих, неэффективно использовал 120 млн рублей, полученных в рамках государственной поддержки от предприятия, потратив их на закупку спецоборудования для проведения НИОКР, оплату работ организации-соисполнителя и выплаты стимулирующего характера сотрудникам вуза. После этого дальнейшее проведение работ по проекту вузом почему-то было признано нецелесообразным (без указания причин), и все договоры, заключенные в рамках проекта, были расторгнуты. В марте 2013 года руководитель Счетной палаты РФ Сергей Степашин отчитался о работе ведомства перед Государственной Думой РФ. В его докладе была названа сумма потерь из-за нецелевого использования бюджетных средств – сотни миллиардов рублей, среди них и нецелевые миллионы рублей российских вузов. Сергей Вадимович отметил, что, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию бюджетного процесса, есть проблемы системного характера – это недостаточно высокое качество управления государственными финансами, незадействованные резервы роста доходного потенциала, повышения эффективности расходов, а также неравномерность исполнения бюджета в течение года и крайне низкий уровень исполнения некоторых ФЦП.Весь вопрос в том, что делать дальше. Судя по всему, увольнение Сергея Серебрянникова – первый пример кардинального решения кадровых вопросов в системе высшего образования. Но теперь уже бывший ректор МЭИ отнюдь не худший руководитель, при нем университет стал научно-исследовательским, блестяще занимался учебной и научной работой, развивал школы, работающие по профильным программам, направленным на подготовку кадров для энергетики. Сказать, что у Серебрянникова были исключительно корыстные материальные интересы, нельзя. Скорее всего в этом и в других случаях речь идет о недостаточной компетентности в области менеджмента и экономики. Конечно, ректор несет ответственность за все, но у него ведь есть и заместители, и руководители структур, которые должны заниматься экономикой, финансами, следовательно, нести ответственность за содеянное и за все нарушения. Не скрою, мне жаль уволенного ректора МЭИ – выдающегося ученого и организатора, мне будет жаль и ректоров РГГУ, Станкина, судьба которых вполне может сложиться так же, как и Серебрянникова.Счетная палата не стала ждать обнаружения новых нарушений в вузах, в прошлом году Сергей Степашин подписал распоряжение о создании экспертно-консультативной группы Счетной палаты по проблемам образования, которую возглавил аудитор Сергей Агапцов. Эта группа на постоянной основе теперь будет заниматься не только проверками эффективности расходования средств бюджетными организациями, но и оценкой эффективности решений министерств и ведомств, принимаемых в рамках их бюджетной политики. Почему нужна такая комиссия, Сергей Агапцов объясняет так: с одной стороны, бюджетные организации, в том числе образовательные, за последние годы навели более существенный порядок в целевом использовании бюджетных средств, чем это было лет 5-10 назад, с другой стороны, за последние 5-7 лет произошел резкий рост выделения средств на образование. Значительный потенциал развития образования, повышения его качества сегодня кроется именно в повышении эффективности расходования увеличенных объемов финансирования, в принятии эффективных решений на всех уровнях – от министерств до учреждений. Агапцов считает, что при проверках комиссиям Счетной палаты относительно несложно классифицировать характер целевого или нецелевого расходования бюджетных средств на основе существующей нормативно-правовой базы, хотя и здесь есть проблемы, возникающие из-за неполноты нашего молодого российского законодательства или из-за несовершенства нормативной базы в какой-либо бюджетной сфере. Оценка эффективности или неэффективности направления и использования бюджетных средств значительно более сложная задача, решать ее лучше с привлечением опытных специалистов-экспертов, профессионалов сферы образования. Поэтому в экспертно-консультативную группу вошли представители регионов, работающие или работавшие министрами образования, вице-премьерами региональных правительств Москвы, Новгородской, Псковской, Тамбовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, специалисты в сфере образования, которые признаны на федеральном уровне, – руководители Минобразования РФ, Рособрнадзора, руководители вузов и НИИ, общероссийских ассоциаций в сфере образования, а также практики – финансисты и экономисты, специалисты – исследователи по экономике сферы образования. По мнению Агапцова, такой потенциал экспертно-консультативной группы позволит анализировать эффективность бюджетных решений на всех уровнях и по многим направлениям – от решений федерального уровня до расходования средств, например, на инклюзивное образование или на федеральные университеты, школы-интернаты. Иными словами, нынче есть надежда, что с проверками на высшем уровне все будет нормально. Но если бы только от этого зависело исключительно целевое и эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств, в вузах было бы все сверхнормально. Однако, к сожалению, при сегодняшнем уровне подготовки ректоров к финансово-хозяйственной и экономической деятельности надеяться на изменение ситуации к лучшему трудно. Не случайно на коллегии Счетной палаты возник вопрос об обучении ректоров, проректоров, руководителей вузовских финансово-экономических блоков, научных и инновационных подразделений. Тут Владимир Филиппов сделал предложение об организации для вузовских специалистов курсов и программ дополнительного образования, которое было одобрено Сергеем Степашиным. Хотя, честно говоря, по масштабу нынешней экономической и управленческой деятельности высших учебных заведений речь должна идти не о курсах, а магистерских программах для ректоров в таких ведущих вузах, как Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Академия народного хозяйства, Государственный университет управления. К слову, такой опыт, правда, для директоров школ уже есть в Москве. Когда в столичной системе образования была введена новая система финансирования и вместе с ней в школы пришли значительные средства из городского бюджета, стало понятно: правильно и точно выполнять положения 83-ФЗ, 94-ФЗ и других российских законов управленцам чрезвычайно трудно без соответствующих знаний. Ведь совсем не случайно ректор РУДН Владимир Филиппов, работавший несколько лет министром образования РФ и хорошо знающий законодательство и экономику, столь эффективно управляет своим вузом. Правительство Москвы по предложению Департамента образования и его руководителя Исаака Калины сумело направить на учебу по магистерским программам в ведущие экономические вузы столицы 300 директоров школ и десятки директоров столичных колледжей, сегодня идет защита их выпускных работ, и заметно, как повысился уровень подготовки управленцев и в экономической, и в менеджерской сферах. Так, может быть, и Министерству образования и науки РФ стоит не разбазаривать ценный ректорский кадровый состав, а подумать о его подготовке и переподготовке, ведь руководители вузов, как правило, видные ученые и организаторы науки, которые науке управления учатся в процессе самого процесса управления. Сегодня понятно, что этого мало, судьба теперь уже бывшего ректора МЭИ Сергея Серебрянникова тому подтверждение.
Комментарии