С 2015 года в школах России проводятся ВПР. Это ежегодные проверочные работы, которые выполняются на основе контрольно-измерительных материалов, предоставленных Рособрнадзором. Данная служба по надзору в сфере образования и науки на федеральном уровне координирует проведение ВПР. Задания работ стандартизированы и проверяют базовые знания школьников по предметам. Результаты не влияют на годовую оценку, так как обучающиеся проходят мониторинг, а не аттестацию.
Фото: издания для подготовки к ВПР по русскому языку, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
С помощью ВПР оценивается соответствие знаний учеников школы федеральным государственным образовательным стандартам. При этом выявляются сильные и слабые стороны, поэтому на основе результатов можно скорректировать образовательную траекторию каждого обучающегося.
В 2022 году проверочные работы будут проводиться с марта по май. Мониторинг по русскому языку и математике ожидается в 4-8‑х классах. По английскому языку – в 7‑м и 11‑м. Историю напишут ученики 5-8‑х и 11‑х классов. Подробнее с графиком проведения Рособрнадзором проверки качества подготовки обучающихся образовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования. Там же представлены методические рекомендации по проведению ВПР, порядок проведения и образцы работ.
Как же готовиться к ВПР? Этот вопрос волнует учителей, работающих в образовательных организациях, родителей и учеников. Считается, что специально готовиться не нужно, поскольку речь идет о проверке базового уровня знаний школьника. Для успешного результата достаточно просто хорошо заниматься весь год. Но не все так просто. Последние месяцы учебного года становятся для всех учеников достаточно стрессовыми, так как любой вид работ, за который ставится оценка, будет вызывать эмоции, чаще негативные. Особенно волнительно переносят этот период ученики четвертых классов, так как они пишут ВПР впервые. И их результат позволит понять, готовы ли дети к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям.
Исходя из моего опыта работы, могу сказать, что родителей волнуют больше информационная готовность (сроки, процедура проведения, знание правил поведения) и психологическая готовность (эмоциональный настрой, состояние внутренней готовности) их ребенка к ВПР. Учителя и ученики помимо этого сосредоточены на предметной готовности.
Чтобы успешно справиться с проверочной работой, снизить психологическое напряжение у родителей и школьников, нужно правильно организовать подготовку к ВПР. Если ребенок будет заранее ознакомлен с процедурой проведения работы, с правилами поведения, заполнения бланков, с типичными заданиями, которые придется выполнить, он успешно справится со всеми испытаниями, которые ему предложат. Особенно важна подготовка для обучающихся четвертых классов, которым предстоит впервые пройти это испытание.
Как же готовиться? У каждого учителя есть своя система работы. Не первый год я рекомендую ученикам сборники для подготовки к ВПР по русскому языку от издательства «Экзамен» авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. Можно выбрать любой формат (10, 15 и 25 вариантов типовых заданий), что позволит легко включить пособие в систему работы учителя. Очень удобно организовать подготовку с помощью пособия «Русский язык. ВПР» для 4‑го класса авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. В нем есть все необходимые инструкции для выполнения работы (что особенно актуально для учеников четвертого класса, которым предстоит справиться с работой впервые). Также помогут при подготовке детальные разборы заданий, подробные критерии оценивания, ответы, которые в случае необходимости легко изымаются из пособия, и тематические задания.
ВПР проводится, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. При этом диагностируются достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Так какая же работа ожидает четвероклассников?
Задание 1 по русскому языку в 4‑м классе проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст, соблюдая изученные орфографические и пунктуационные нормы. Ученики 4‑го класса выполняют его под диктовку учителя, но уже с 5‑го класса им предлагается переписать текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Пособие предусматривает проведение диктанта, выделяя под его написание специально подготовленную разлинованную страницу для удобства учеников. Нужно отметить, что успешное выполнение задания показывает сформированный навык аудирования как одного из видов речевой деятельности.
Задание 2 предлагает ученикам четвертого класса показать свои знания в области основных языковых единиц. Школьникам необходимо найти и подчеркнуть однородные члены предложения в ранее написанном тексте. Это задание проверяет умение обучающихся адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Формирование такого навыка очень пригодится ученикам на ГИА.
Задание 3 также предполагает знание основных языковых единиц. Но сама формулировка сложнее. Во-первых, нужно выписать конкретное предложение из текста диктанта. Во-вторых, подчеркнуть в нем главные члены, в-третьих, над каждым словом написать часть речи, к которой оно относится. Это задание проверяет умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, изученные части речи в предложении. Задание не вызывает особого затруднения у моих учеников. Наоборот, обычно они соревнуются друг с другом, кто больше частей речи напишет, превращая рутинное решение в игру. Детям нужно помнить об объемности задания, состоящего из нескольких ступеней. Поэтому на уроках мы развиваем внимательность, каждый раз проговаривая важность этого пункта. Умение правильно понимать задание – условие для успешного прохождения ГИА, причем это касается не только предмета «Русский язык», но и всех остальных.
Продемонстрировать знание орфоэпических норм предлагает задание 4. Нечто подобное есть в ВПР по русскому языку и для 5-8‑х классов. Кроме того, с этим же требованием столкнутся выпускники, которые будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Так что задание ВПР – своеобразный тренажер для более серьезных испытаний. Знание орфоэпических норм – обязанность носителя языка. Поэтому это задание для жизни.
В задании 5 четвероклассникам предлагается найти и выписать из предложения слово, которое будет соответствовать требуемой фонетической характеристике. Необходимо знание большого объема информации в области фонетики, поэтому это задание вызывает затруднение у учеников.
Задание 6 связано с текстом, представленным во второй части работы. Здесь предложены тексты разной тематики, но все они направлены на формирование художественного вкуса и эстетических качеств ребенка, а также имеют воспитательную направленность. Задание 6 требует адекватного понимания учениками письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста. Нужно сформулировать основную мысль, найти требуемую информацию. Обычно дети без особых затруднений справляются с этими заданиями: об этом свидетельствует анализ ВПР по русскому языку, который я провожу после написания работы.
В 7‑м задании требуется воспроизвести прочитанный текст с разной степенью свернутости и определить в плане последовательность содержания текста. Нужно сказать, что составление плана в письменной форме (в виде слов, словосочетаний или предложений) – несложная задача для ученика. Кроме того, в ходе выполнения мы учимся находить микротемы текста, что пригодится будущим выпускникам на ГИА.
Понимания и анализа обучающимися предъявляемой текстовой информации требует выполнение задания 8. Ученику нужно в письменной форме задать одноклассникам вопрос, ответ на который поможет выявить уровень восприятия текста.
В задании 9 детям необходимо определить лексическое значение предлагаемого слова. Выявляется уровень учебно-языкового опознавательного умения распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст. Предполагается также формулирование значения слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Для успешного прохождения испытаний в формате ВПР считаю необходимой практику в выполнении такого задания. Пособие «Русский язык. ВПР» для 4‑го класса авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова предлагает интересные варианты девятого задания, выполнение которых поможет в реальной проверочной работе по русскому языку.
Работая над заданием 10, мы расширяем лексический запас ученика 4‑го класса, обогащаем его новыми словами, что непременно положительно скажется на общем развитии ребенка. Умение находить синоним, которое требуется в задании 10, пригодится будущему выпускнику при выполнении заданий 8 ОГЭ и 24, 25, 26 ЕГЭ по русскому языку.
Достаточно сложная часть ВПР по русскому языку – задания 11-14. От ученика требуется большой объем знаний в области анализа структуры слова, преобразования структурной схемы слова в слово, анализа грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, установления причинно-следственных связей при выявлении этих признаков, построения логической цепи рассуждений. В задании 11 нужно показать свое умение классифицировать слово по составу, в заданиях 12-14 необходимо распознать грамматические признаки изученных частей речи.
Самое интересное задание в проверочной работе – задание 15. Ученикам предлагается на основе содержания пословицы и собственного жизненного опыта определить конкретную ситуацию, в которой интерпретация пословицы была бы уместной. Ученикам предоставлено широкое поле для деятельности – каждый может показать свой уровень владения национально-культурными нормами речевого поведения и понимания эстетической функции русского языка.
Большим плюсом в пособии для подготовки к проверочным работам по русскому языку от издательства «Экзамен» является наличие специально разлинованного места под ответ. Такое оформление работы избавит от организационных вопросов во время проведения ВПР.
В целом ВПР не вызывают негативных эмоций у тех ребят, которые ознакомились с заданиями, критериями оценивания и порядком проведения. При должной подготовке, предметной и психологической, продемонстрировать свой уровень владения материалом не составит труда. Результаты ВПР как мониторинга уровня подготовки школьников во всех регионах России не влияют на годовые отметки обучающихся, являясь способом коррекции дальнейшего образовательного вектора ребенка по определенному предмету. Для учителя это также возможность совершенствования методики преподавания. ВПР выявляет элементы, которые вызывают наибольшее затруднение у ученика, и помогает восполнить эти пробелы. А для этого нужны слаженная работа и сотрудничество родителей, ученика и учителя. Впрочем, как и во всем образовательном процессе.
Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы школы села Плеханово Грязинского района Липецкой области
Комментарии