search
main
0

Не стоит школа без подвижника. Простые истины

Перед началом нового учебного года хочется писать только о хорошем. И хотя проблем в образовании видимо-невидимо, накануне праздника – Дня знаний – так важно вопреки всему настроить себя на бодрый, оптимистический тон. Это, если угодно, категорический императив учительской профессии, ибо педагогика не может быть унылой. Задавленный тяготами жизни педагог с потухшим взглядом (не важно, руководитель школы или рядовой учитель) не может выполнять свою профессиональную задачу. Ведь педагог по определению ведущий ребенка.

Но он  живой человек, такой же, как все, испытывающий на себе  огромное давление системы, не слишком озабоченной судьбами отдельных людей, решающей в масштабах страны макрозадачи: оптимизация расходов на образование, проведение мониторингов,   обеспечение электронного документооборота, проведение ЕГЭ  и т. п. Из высоких кабинетов не видны микропроцессы, которые ставят работников  образования между молотом реформ и  наковальней – реальными процессами, происходящими в конкретной школе,  искажающими суть и смысл проводимых преобразований. Попробуй сохрани оптимизм в условиях оптимизации расходов на образование, несмотря на общий корень этих слов.   Некоторые умудряются, о них и речь. Маленькая  школа №16 деревни Кулиш Иркутской области. Детей в основной школе 37 человек. Государство субсидирует школе в год 21 тысячу на учебники и прочие материальные расходы. (Зарплата идет по другим статьям, и ее строго отслеживают.) Из этой суммы школа должна потратить только на учебники 60%, а оставшееся на все остальное. Но даже на учебники приходится добавлять заработанные школой деньги. А ведь еще надо оплачивать свет и воду, закупать дрова на зиму. На вопрос из песни В.Высоцкого «Где деньги, Зин?» отвечаю. Директор Татьяна Немирич – подвижница. Она зарабатывает на подсобном хозяйстве порядка 300 – 400 тыс. в год, отладила производство биогумуса, построила солидный червятник. Спрос на производимое школой органическое удобрение постоянно растет. Кроме того, школа – победитель конкурса А.С.Макаренко в 2010 году, в этом году она приняла участие в конкурсе социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». В октябре будут подведены его итоги. В случае победы школа получит  солидную сумму – 800 тыс. рублей. Иными словами, директор маленькой сельской школы демонстрирует черты современного менеджера, умеющего самостоятельно зарабатывать деньги и привлекать инвестиции. Как говорят сегодня, полный ей респект и пожелание дальнейших успехов.   Но столь необходимый в работе позитивный настрой руководителя школы изрядно отравлен горечью.  Поражает цинизм системы, когда на факт задолженности по заготовке дров для школьной котельной и долги за электроэнергию директор получает ответ: «Картошку сдадите или молочную продукцию и платите за долги». А она планировала детей свозить в областной центр, повысить им стипендию… (В сельской школе!) У государства не хватает политической воли стимулировать школьное производство, которое увеличило бы финансирование школ в разы. А зачем, если проще заставить директора на свой страх и риск затыкать все финансовые бреши? Виноваты ли в этом местные руководители? Не думаю, ибо они всего лишь передаточное звено и могут распределять только то, что им дают. С учетом того, что в стране предписано еще 5% сэкономить (урезать от норматива), что, строго говоря, незаконно. Но в этом случае все молчат, тогда как в других ситуациях придирчиво руководствуются буквой закона, применяя его со всей строгостью к местному администратору, преступившему грань.  В наших условиях чиновник – он ведь тоже фигура страдательная.    Вот уже второй год идет судебное разбирательство по делу председателя Комитета образования администрации Чудовского муниципального района Новгородской области. Светлана Валерьевна Васильева прошла все этапы карьерного роста: учитель сельской школы, директор, чиновник. Она использовала целевые средства и решила серьезную проблему предоставления квартир выпускникам детских домов. Излишне напоминать, как тяжело решается эта проблема даже в крупных городах, где дети-сироты, покидая государственные учреждения, годами добиваются обеспечения своего конституционного права на жилье, получая формальные отписки от чиновников. Четырнадцать (!) сирот получили квартиры. К моменту подписания документа в двух квартирах отделочные работы еще не были завершены. Формально она не имела права ставить свою подпись, но тогда целевая субсидия возвращается в бюджет, и не факт, что в следующем году она будет получена. И тогда все четырнадцать сирот могут остаться без жилья. С.В.Васильева не побоялась взять на себя ответственность.  В результате сироты благополучно проживают в своих квартирах и уже создали семьи, а совестливый чиновник  обвиняется в  служебном подлоге, совершенном из личной заинтересованности. В чем же ее личная заинтересованность? Оказывается, в том, что она создавала видимость успешной работы, чтобы избежать негативной оценки со стороны администрации Новгородской области. Так в приговоре.   Ей бы орден дать, а она получает судимость. «УГ» писала об этой истории пять раз, свою поддержку высказал Общественный совет при Минобрнауки. В результате достигнут «компромисс»: С.В.Васильева  освобождена от уголовной ответственности, так как со дня совершения преступления истекло два года (после преступления небольшой тяжести) согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПКРФ, но судимость заработала. Как с таким клеймом служить образованию дальше?Народная мудрость гласит: «Не стоит село без праведника, а город – без святого». От себя добавлю: а школы – без подвижников. Таковых по России немало. Не берусь привести статистику, ибо совесть не входит в параметры мониторингов. Но если бы было по-другому, система образования давно рухнула бы. Не зря этих подвижников встарь называли столпами общества. Их я и поздравляю с началом нового учебного года.​Евгений  ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте