search
main
0

Не стоит прятать душу в кошельке Деньги не страшны – страшна жадность

Дети и деньги… Отцы и дети… Война и мир… Явление почти одного масштаба серьезности. Если есть дети, но нет денег – плохо, но не беда. Хуже, когда есть деньги, но нет детей. Ужасно, если нет ни того, ни другого. Здорово, если есть и то, и другое. Поговорим о деньгах, как они, грешные, влияют (калечат или лечат) на детей наших.

Михалков-Кончаловский рос в семье лауреата Сталинской премии, автора стихов Гимна Советского Союза и хорошей писательницы, но и он признается, что деньги на “карманные расходы” у родителей воровал. Червонец-другой Андрон просиживал в модной шашлычной, попросту пропивал.
В той же семье рос младший брат Андрона Никита, который до воровства так и не опустился. Два сапога – пара?
“Без денег человек – дурак”, – говаривала моя бабушка. Подросток, стало быть, без денег – полудурок? Я хоть и не крал денег из карманов родителей, но тоже хитрил полгода – рубль, выданный по понедельникам на обеды в школе, классному руководителю не сдавал, а копил, чтобы расплатиться за занятия боксом (платили пятерку в месяц, недостающий рубль экономил на других приятных мелочах). Почему? Ведь семья жила не бедно. Было стыдно просить еще – за меня и так платили в музыкальной школе.
Моя “экономическая стратегия” продолжалась до тех пор, пока тренер не перевел меня в бесплатную группу разрядников. Я думал, что “экономлю на желудке” втайне. На самом деле отец прознал о моем “аскетизме” недели через три после начала “экономического эксперимента”, но виду не подавал, ждал, насколько меня хватит.
Когда тайное стало явным, отругал, но было видно, что сердцем он со мной. Думаю, я вырос в его глазах, пусть на полвершка.
Мой старший сын-студент попробовал себя в кафе “Макдоналдс” и маленьком итальянском ресторанчике – мальчиком на подхвате, пока не определился по будущей специальности в небольшой юридической фирме. Я был активно против кухонно-ресторанных вариантов подработки сына, мы много спорили… Но Глеб помыкался с месяц-другой и сам все понял. Понял, что это не его. Что такая работа его унижает…
Я способен его прокормить и одеть, но, зарабатывая сам, сын чувствует себя увереннее, свободнее. Взрослее. И я вместе с ним ликую душой.
К чему эти примеры? Мысль проста: все, что связано с детьми (и вещи, и мысли, и слова, и поступки…), уже само по себе несет ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ нагрузку. Воспитательный смысл. Все (книга, кассета, пачка сигарет, шмотка, совет…), исходящее от родителей, уже заряжено ВОСПИТАТЕЛЬСТВОМ. Хотим мы этого или не хотим. А уж деньги – тем более. Они сами по себе воспитывают в пять раз больше, чем Макаренко, Сухомлинский, Соловейчик и Корчак, вместе взятые.
Для одной семьи деньги – цель. Для другой – средство.
Для одних родителей деньги – инструмент познания себя, мира, своих детей. Для других – инструмент добывания новых денег.
Деньги не страшны – страшна жадность.
Отношение ребенка к деньгам формируется всем фоном семьи. Если в семье только и говорят о том, где и как заработать, – отношение ребенка к деньгам станет культовым. Как, например, в американских семьях. Тут вот что важно понять: отношение к деньгам – категория почти философская, она высвечивает менталитет, нравственность целого народа, государства… Американец (немец, англичанин, француз, во многом испанец, в чем-то итальянец или португалец…) рассматривает жизнь как ПРЕДПРИЯТИЕ. Для русского жизнь во многом – СОСТОЯНИЕ.
Плоха и та, и другая крайность. Но уж если выбирать, так по мне важнее крайность духа, а не пятачка. Деньги не должны мешать интеллекту – они должны ему помогать. Вот, пожалуй, золотая середина.
Надо ли давать подростку деньги? И если давать, то сколько?
Точной, оптимальной цифры нет. Есть два правила, которые могу предложить из собственного опыта: карманные деньги подростка должны быть неотъемлемой частью всего бюджета семьи. Это первое. И второе. Подросток должен сам принимать активное участие в обсуждении текущего (и перспективного, стратегического) семейного бюджета.
Усадите детей (ребенка) за один с вами чайный стол. Вооружите папу листком бумаги и карандашом, маме вручите карманный калькулятор. Считайте все вместе: в сентябре (допустим) папа планирует заработать столько-то, мама столько-то… На продукты – одна сумма, джинсы старшему сыну – другая, свитер папе – третья, куртка маме – сумма четвертая… В сентябре день рождения бабушки и маминой подруги – нужны подарки…
Словом, если в семье министром финансов папа, мама – его первый заместитель (или наоборот), то дети-подростки как минимум равноправные участники этого “круглого стола финансистов”, его уважаемые советники, консультанты… Здесь сразу обнаружится, кто на себя одеяло тянет, а кто живет интересами семьи.
Дети должны знать цену денег.
Дети должны знать, как родителям эти деньги даются. Само это знание тоже воспитывает, ориентирует: пусть подросток смекнет, что милее, а что престижнее – торговать в пивном ларьке или писать о тех, кто в ларьке торгует… Да, сейчас не все, что престижно, высоко оплачивается, но ребенок должен понимать, видеть: профессия, МЕТОД зарабатывания денег ФОРМИРУЕТ человека. И многое о нем говорит.
Согласитесь, даже лица, скажем, у продавца сигарет и преподавателя географии разные… О душе, мыслях, сленге, содержании разговоров… мы и не говорим.
Деньги начинаются с профессии, а не наоборот. Правильно выбранная профессия – это почти судьба. Можно несколько раз ошибиться в выборе жены, но в выборе профессии мужчине ошибиться нельзя. Почти нельзя. Верно угаданная профессия обязательно принесет неплохие деньги. Помимо прочего, она принесет стабильно хорошее настроение, что едва ли не важнее хороших денег.
Отсюда еще один совет. Если подросток пошел подработать (что нормально, что неплохо), то пусть он подработает в той сфере, с чем в дальнейшем думает связать свои профессиональные интересы. Привожу пример, близкий мне самому, – подавляющее большинство будущих журналистов начинали в редакциях районных, заводских, городских, областных, центральных газет: курьерами, наборщиками, машинистками, стенографистками, фотолаборантами… Необходимо подышать воздухом профессии. Хотя бы для того, чтобы “отравиться” ее парами и уже никогда больше к ней не возвращаться.
Деньги сами по себе, конечно, важны. Но важнее, если ты зарабатываешь их с удовольствием. Уверен, что челноки “срубают капусты” в месяц значительно больше, чем врачи, учителя, многие журналисты, актеры театра и кино и даже некоторые министры… Но меня, например, даже палкой не загонишь в Китай или в Турцию за товаром – не интересно мне это. Как и многим другим.
Скажи мне, КАК ты зарабатываешь деньги, и я скажу, сяду ли я с тобой за один стол. Самое трудное найти тот баланс “души и кошелька”, который позволяет тебе о кошельке не думать. И душу хранить в чистоте.
Вот это и надо объяснить подростку…
Сергей РЫКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте