Ирина БАЕВА, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург). Заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность в образовании», «Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении». Сфера профессиональных интересов – психологическая безопасность личности и общества. Является автором ряда научных разработок:
– Существенная характеристика сегодняшней социальной ситуации – стремительность перемен, огромная скорость изменения политического, экономического, социального уклада жизни. Внешние факторы должны быть осознаны, структурированы, поняты и приняты человеком. Для этого у него есть «инструмент» – психическое устройство. У психики две основные функции: отражение окружающей действительности, в результате которого складывается субъективная картина мира, и на этой основе регуляция своего поведения и деятельности. Основное предназначение этого инструмента – активная адаптация, приспособление к окружающей среде. Это эффективнейшее средство, дающее человеку силу и власть, помогающее ему сохранять устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях, справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни.
Сегодня есть основания говорить о серьезных сбоях в психической жизни человека. Это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней – алкоголизма, наркомании, игромании, рост пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов и так далее. Число лиц, лишенных родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое.
К сожалению, сегодня мы можем утверждать, что насилие – одна из характеристик общественной реальности современного мира. Теперь уже речь идет не только о постоянных «горячих точках», где гибнут люди, – тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий, оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы. Ежегодно в России около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет избивают родители. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных пусть не на решение этих проблем, но хотя бы на сглаживание их остроты. Между тем эти проблемы, несомненно, весьма остры и требуют незамедлительных решений. Они – следствие гораздо более глубинных проблем. Актуальным становится обращение к психологической составляющей, к системной перестройке сознания человека. Национальные проекты, которые имеют огромное социальное значение для нашей страны, могут повысить свое воздействие на общественное сознание за счет усиления их психологической составляющей.
В современной социокультурной ситуации психический мир человека нуждается в защите и поддержке, а сам человек испытывает дефицит защищенности, прежде всего психологической. Психологическая защищенность человека тесно связана с безопасностью. Психологические аспекты безопасности лично я считаю ключевыми в социальной и научной оценке проблемы защищенности. Безопасность – необходимое условие развития любой системы, ее основные характеристики – надежность, защищенность, стабильность, сопротивляемость, живучесть. Последняя характеристика – «живучесть» – используется, например, при оценке возможности подводной лодки выполнять поставленную задачу, при этом оценивается «живучесть металла» и «живучесть личного состава». С психологической точки зрения интересны показатели «живучести личного состава» – обученность, устойчивость и психическое здоровье. Сегодня в нашем обществе мы заложили основы «живучести металла»: удовлетворили материальные потребности населения, заложили основы стабильного экономического роста. Если продолжить эту линию «технического» сравнения, то в свете глобализации современного мира мы все «в одной подводной лодке», с которой некуда деться, и чтобы выжить, необходимо обратить внимание на «живучесть команды», которая должна иметь психологическую обученность, психологическую устойчивость, защищенность и психическое здоровье.
Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости к негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. Сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны поддерживать защищенность человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности, и в силу этого могут быть деструктивными (без профессионального осознания опасности). Поэтому трудно переоценить значение психологического просвещения населения и повышение психологической грамотности профессионалов, работающих с человеком. Все это имеет отношение к нарушению безопасности человека и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества к негативным внутренним и внешним угрозам. Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена прежде всего постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишить ее устойчивости развития.
У безопасности много «лиц». В своих исследованиях я пыталась найти место психологической безопасности при анализе концепции национальной безопасности страны, в которую включены политическая, военная, экономическая, социальная, культурная составляющие, на определенном этапе полагая, что психологическая безопасность входит в социальную безопасность наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной и так далее. Однако на нынешнем этапе есть основания утверждать, что более продуктивен для выстраивания классификации видов безопасности другой подход. Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом психологическая безопасность первична, ибо ценности и смыслы, представления и отношения человека диктуют его поведение. Сегодня есть основания придать психологической безопасности самостоятельный статус и рассматривать ее как системообразующую для других видов безопасности, так как и угроза, и защита исходят от субъекта, человека.
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, что экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться только в среде с определенными параметрами, и одним из самых существенных является психологическая безопасность. Безопасность означает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Социальная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Давайте посмотрим на среду. Мы провели контент-анализ публикаций в массовой периодической печати. Частота использования таких категорий, как «убил», «украл», «замочил», «изнасиловал», в разы превышает более оптимистические по смыслу глаголы, обозначающие действия.
Так что? Способствовать адаптации человека к такой среде? Ответ – «нет»! Естественно, нужно приспосабливаться к этим жестким показателям и вспомнить, что адаптация – двусторонний процесс, улица со встречным движением, активная адаптация – изменение среды. Как поет Андрей Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». То есть необходимо совершенствовать как показатели психологической безопасности социальной среды, так и состояние психологической безопасности личности, то есть ресурс сопротивляемости человека негативным внешним и внутренним воздействиям. Психологическая защищенность – не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост.
Центральное понятие концепции национальной безопасности – «угроза». Что же угрожает участникам социальной среды в процессе взаимодействий? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угроз, в нашем понимании, имеет социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия, имеющего как внутреннюю, так и межличностную направленность.
Когда следует начинать работу по созданию психологической безопасности в человеческих отношениях и формированию ресурса сопротивляемости личности? Считаю, что систематично это возможно с момента вхождения ребенка в организованную образовательную среду, то есть с дошкольного образовательного учреждения. Можно утверждать, что «дедовщина» начинается с детского сада, если там отсутствует психологическая безопасность образовательной среды. Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним, когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним, когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.
Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Я полагаю, что снижение психологического насилия в образовательной среде может быть одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего самой опасной – наркотической). Среда, пораженная насилием, создает желание уйти из нее, избавиться от деструктивного воздействия и, как следствие, порождает безнадзорность – одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход – трансляция условий этой среды на другие сферы жизни (например, армейская среда, в которую родители не хотят отправлять сыновей в силу ее пораженности психологическим насилием во взаимодействии).
Разработанная нами концепция психологической безопасности образовательной среды была внедрена в деятельность службы психологического сопровождения образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы и доказала свою эффективность. Психологическая работа, направленная на повышение показателей психологической безопасности, способствовала улучшению показателей психического здоровья участников образовательной среды.
Создание системы безопасности страны невозможно без учета ее психологической составляющей, обеспечения психологической защищенности человека. В современной психологической науке сформировалось направление – психология безопасности, в рамках которого выполняются теоретические и практические исследования, остро нуждающиеся в организационной и системной поддержке. Полученные в рамках этих исследований результаты могут стать основой для просветительской работы с населением и практического внедрения их в жизнь, о чем свидетельствуют материалы таких конференций, проведенных под нашим руководством, как Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая культура и безопасность в образовании» в Санкт-Петербурге в 2002 году; Первый международный форум «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» в Санкт-Петербурге в 2006 году, ставший ежегодным; Второй международный форум «Психологическая безопасность, сопротивляемость, психотравма» в городе Тимишоара в Румынии в 2007 году; Международная конференция «Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура» в Челябинске в 2007-м. В течение четырех лет ежегодно в рамках конференции, проводимой Федерацией психологов образования России, были организованы «круглые столы» и консультации по проблемам психологии безопасности в образовании.
Специалисты, работающие в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, знают, что в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с ее последствиями. Это сопоставимо и с психологической работой. Важнейшая психологическая задача – перестройка сознания (от ликвидации последствий катастроф, аварий к их профилактике и оценке риска). Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация.
Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф, это абсолютно приемлемо и к психологической безопасности в любой социальной, организационной структуре, в любой социокультурной среде. Задача психологической практики – защита общества от новых проблем, а отсюда и развитие важнейшего направления – профилактики через создание условий, которые способствовали бы решению возникающих проблем. Роль психологического просвещения трудно переоценить в решении обозначенных вопросов.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, для решения проблемы обеспечения психологической безопасности общества и личности считаю, что необходимо:
провести масштабные исследования состояния психологической защищенности различных слоев населения страны как основы реальной практической работы;
разработать программы поддержки населения, его психологической защищенности, обеспечивающие психологические аспекты безопасности в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами;
создать организационную систему для целенаправленного внедрения в практику психологических аспектов безопасности (основой данной системы может стать служба практической психологии образования, накопившая определенный конкретный опыт такой работы);
организовать подготовку кадров для данной системы, ввести специализацию по психологии безопасности в профессиональную подготовку психологов;
осуществить изменения в учебных планах профессиональной подготовки специалистов, работающих с человеком, для переподготовки таких специалистов по проблемам психологии безопасности;
разработать «паспорт психологической безопасности образовательного учреждения» и систему психологической экспертизы в образовании.
Комментарии