Всероссийский фестиваль визуальных искусств начинался в черноморском лагере «Орленок» в середине 90-х, в те странные годы, когда о детях в нашей стране, казалось бы, позабыли вовсе. Одни яростно делили нефть, газ, леса, к власти рвались. Другие месяцами не получали зарплату, стояли в бесконечных пикетах и стучали касками перед Домом правительства. Дети в эту искривленную картину мира никак не вписывались. Их и рожать-то практически перестали. А тут вдруг какое-то кино, музыка, разговоры по душам. Прямо смешно слушать! Но время как-то незаметно все по своим местам расставило, зерна от плевел отделило. И сегодня фестиваль в «Орленке» недоумения и сардонических усмешек уже ни у кого не вызывает. А вызывает безусловное уважение к целям своим, к размаху: только в этом году в нем приняли участие более трех тысяч ребят со всей России. А это значит, что отныне три тысячи молодых людей будут смотреть на мир иными глазами.
Поменять мировоззрение – в этом, наверное, и есть главная цель фестиваля. С потребления, бездумного, неразборчивого, перенастроить на осмысленное созидание. Вот и глава «Орленка» Александр Джеус и генеральный продюсер фестиваля Лариса Преториус о том же говорят: надо детям дать почувствовать вкус иной жизни, помочь найти себя, а вдруг доселе убежденный юный скептик за эти дни внезапно откроет в себе художника, и судьба его тогда изменится счастливо и навсегда. Картина фантастическая, но к чудесам, как показывает история, команда эта привыкла относиться всерьез и с доверием. Как это выглядит на деле? Продумано и за годы отлажено. На фестивале действуют несколько конкурсных номинаций: «Кинематограф», полнометражная и короткометражная анимация, «Телевидение», «Фотокросс», «Режиссеры XXI века» – тут собраны работы студентов и начинающих кинематографистов. В жюри может попасть абсолютно любой «орленок». Нужно лишь написать рецензию на свой любимый фильм, пройти конкурс, и вот ты уже большой человек, судья и вершитель судеб. Пагубная привычка «въезжать в рай на кривой козе», привезенная с «большой земли», иногда, правда, и тут срабатывает: кто-то по инерции, не задумываясь, просто-напросто скачивает рецензии из Интернета. Но это тупиковый путь. Все сочинения тщательно проверяются, так что шансов выбиться «в люди» за просто так ровно никаких. Просмотры начинаются с самого утра. Когда гаснет экран и зрители покидают зал, жюри во главе с председателем приступает к обсуждению. Работой юных критиков в номинации «Кинематограф» – им предстоит присудить Гран-при, а также награды за лучшие мужские и женские роли – руководит актер Дмитрий Золотухин («Юность Петра», «Россия молодая»). Он строг до жесткости, от молодых коллег требует собранности и железной логики. Простое «нравится – не нравится» слышать не хочет, с первых минут знакомства приучает ребят анализировать и выбор свой аргументировать. Только что посмотрели спортивную драму «Чистая победа» режиссера Георгия Шенгелия. Историю про то, как молодой самбист Костя, ведомый своим мудрым тренером, по капле выдавливает из себя раба, в клочья рвет, казалось бы, непобедимых противников и в итоге становится большим «Ч» – и Чемпионом, и Человеком. Эффектные драки, напряженная интрига: дети в восторге – наши победили!- Вижу, что картина вам понравилась, – говорит Дмитрий Львович. – Но теперь эмоции в сторону, будем серьезно разбираться, как сделан фильм, все ли учел режиссер, где ошибся, а где, напротив, добился невозможного.В итоге огрехов и просчетов находят немало, но на общее впечатление это никак не влияет. Фильм хоть и несовершенный, не во всем достоверный, но до сердца дошел, ибо повествует о сокровенном и краеугольном: об умении побеждать самого себя, свою неуверенность, страх, мелочность. Ну и о том, что, как в песне поется, «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Молодым это всегда важно.В следующий раз обсуждают легкую музыкальную комедию «Первоклашки» Анны Артамоновой, потом – сказочные «Старинные часы» Елены Борисовой и военную драму «Цель вижу» Евгения Сокурова. Сравнивать эти фильмы сложно, это вещи разного порядка, но назвался груздем – не жалуйся, на то ты и критик, чтобы к каждой картине свой ключ, свою систему мер и весов подобрать. В итоге сходятся на том, что лучшее из увиденного – «Частное пионерское» Александра Карпиловского (см. «Три пионера, не считая собаки», «УГ» №18 от 30 апреля 2013 г.). Потому как цель и средства здесь уравновешены, все ясно и просто, искренне, без натянутости: и дружба, и любовь, и трудный выбор, с которым каждый из этих пятнадцатилетних, пусть и при иных обстоятельствах, уже сталкивался. – Жаль, что режиссеры конкурсных лент не могли присутствовать на наших обсуждениях, им бы это очень полезно было, – сетовал позже председатель жюри. – Они бы на многое в своей работе иначе взглянули. Отчего-то принято думать, что дети – публика невнимательная, им что ни дай, все проглотят. А это не так. Они такие вещи замечают, куда там самым профессиональным худсоветам! Мелочи всякие, детали, на которые авторы рукой махнули, мол, и так сойдет, – все видят. Так что, уважаемые коллеги, будьте аккуратнее, не рассчитывайте, что перед вами стадо туповатых баранов. Дети, конечно, в отличие от взрослых огрехи легче и быстрее прощают, но не забывают их. И в следующий раз на ваш фильм уже могут и не пойти. А вообще, если честно, глубине и дальновидности своих юных коллег я искренне поразился. Вот вам и потерянное интернет-поколение с клиповым мышлением… Просто с ними разговаривать надо, много и серьезно. И тогда лет через десять жить с ними на одной земле будет уже нестрашно.Жюри номинации «Режиссеры XXI века» под началом молодого актера Ивана Оганесяна («Закон и порядок: Отдел оперативных расследований», «Лебединый рай») заседает в знаменитой библиотеке «Орленка». Юные критики в своего председателя поголовно влюблены, он отвечает им взаимностью: дискуссию ведет мягко, мнения своего не навязывает, любые оценки выслушивает с искренним желанием понять ход мыслей оппонента. Каждый рекламный ролик, каждая короткометражка – игровая, документальная, анимационная – разбирается подробно: от замысла и идеи до технического воплощения в кадре, звуке, актерской игре. Попутно, как бы вскользь и между делом, Иван советует ребятам какие-то книжки, фильмы, музыку, созвучные теме, лично его когда-то всерьез зацепившие. Перерыв – лучшее время, чтобы поинтересоваться у ребят, какое кино им самим хочется смотреть.- Я люблю исторические фильмы, – говорит семиклассник Дмитрий из Краснодара. – Чтобы приключений, интриг хитроумных было побольше. Но, к сожалению, наши режиссеры такого почти не снимают. Так что приходится в основном погружаться в английскую историю, в испанскую. – Мне тоже исторические драмы больше всего нравятся, – подхватывает московская десятиклассница Елизавета. – Из последнего назову «Брестскую крепость», «Август. Восьмого» Джаника Файзиева, «Высоцкий» и «Легенду №17», конечно же. С такой историей, как наша, такое кино можно снимать, что никаким американцам и не снилось. Только почему-то мало его делают, все больше какие-то дурацкие сериалы про бандитов да слезливые мелодрамы. Ну кому они нужны? Я лично на такую ерунду время тратить не хочу. Все ребята, будь то москвичи, жители Волгограда или Забайкальского края, по любому «орлятскому» жюри можно всю российскую карту расчертить, сходятся в одном: среднестатистическое отечественное кино им пока не слишком интересно, так как в большинстве своем это плохая калька с американских сюжетов. Развеивают они и миф о том, что современным подросткам, если по кадру не разгуливают толпы зомби и вампиров, если кровь рекой не льется и отрубленные конечности стаями не летают, кино уже и не кино вовсе. – Я пойду в кино лишь в трех случаях, – добавляет еще одна столичная десятиклассница Екатерина. – Меня там либо должны по-настоящему развлечь, наши этого пока не умеют, у них весь юмор в основном плоский и пошлый. Либо это должна быть серьезная драма, чтобы внутри все перевернулось. Но больше всего хочу, глядя на экран, гордиться своей страной, чтобы вот прямо никаких сомнений не оставалось в том, как повезло мне родиться в России. Вот появилась «Легенда №17», надеюсь, что эта первая ласточка последней не станет.Никто из ребят посвящать себя кинематографу в будущем не планирует. Хотят заниматься административным управлением, международными финансами, в крайнем случае архитектурой или журналистикой. Но опыт, полученный в «Орленке», считают бесценным: какому большому начальнику не пригодится привычка отстаивать свое собственное мнение, идти на компромисс и доверять сердцу?Призы XVII Всероссийского фестиваля визуальных искусствГран-при – «Частное пионерское». Режиссер Александр Карпиловский.Лучшая мужская роль – Семен Трескунов и Егор Клинаев. «Частное пионерское».Лучшая женская роль – Анфиса Вистингаузен. «Частное пионерское».Лучший полнометражный анимационный фильм – «Ку! Кин-дза-дза». Режиссеры Георгий Данелия и Татьяна Ильина. «Снежная королева». Режиссер Максим Свешников.Лучший короткометражный анимационный фильм – «Бессмертный». Режиссер Михаил Алдашин.Лучший фильм номинации «Режиссеры XXI века» – «Мама». Режиссер Дмитрий Суржиков.Краснодарский край
Комментарии