search
main
0

Не стоит делать вид, что у нас все хорошо. Доцент получает зарплату ниже прожиточного минимума

В аппарате полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе состоялось совещание по теме «Проблемы развития высшего профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе». Открывая его, полпред Илья Клебанов заметил, что встреча является продолжением обсуждения как стратегических задач модернизации российского образования, так и рассмотрения текущих проблем развития высшего образования.

Сегодня на территории округа функционируют 182 учреждения высшего профессионального образования, из которых 103 – негосударственные. В них обучается более семисот тысяч студентов. Внушительность показателей лишний раз подтверждает, что система высшего образования Северо-Запада – сложившийся, продуктивно работающий организм.

С последним тезисом согласился и министр образования и науки Андрей Фурсенко, добавив, что Северо-Запад, в частности, Петербург, всегда был инновационным лидером, особенно в плане идей. При этом он сказал, что встреча с ректорским корпусом Северо-Запада должна сыграть важную роль в понимании проблем российского образования. Во всяком случае он на нее возлагает большие надежды. Императивом встречи министр предложил считать следующее: нельзя делать вид, что у нас все хорошо.

Эта позиция нашла отклик у ректора Санкт-Петербургского государственного университета, председателя Совета ректоров Северо-Запада Людмилы ВЕРБИЦКОЙ, которая сообщила, что ей непонятны утверждения тех, кто продолжает доказывать, что российское образование – самое лучшее, и ничего в нем не надо менять. По мнению Вербицкой, нам есть чему поучиться у зарубежных коллег, и поэтому вхождение России в Болонский процесс скорее повышение уровня образования, нежели его понижение.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга, в ходе совещания обозначил круг вопросов, которые, на его взгляд, необходимо решать при взаимодействии с Минобрнауки:

– После того как были опубликованы основные положения модернизации системы образования, мы, к сожалению, пока не увидели основной метрики: к чему должна прийти система образования? Каково будет количество вузов, будут ли учитываться особенности таких научно-образовательных центров, как, к примеру, Петербург? Каковы критерии категорирования вузов?

Острейший вопрос касается оплаты труда преподавателей вузов: доцент получает зарплату ниже прожиточного уровня. В связи с введением региональных надбавок у профессора, доктора наук в Петербурге зарплата ниже учителя средней школы. Поэтому необходимо на федеральном уровне разработать и ввести в ближайшее время отраслевую систему оплаты труда. Мы видим это как один из выходов из сложившейся ситуации: тогда в высшую школу пойдут молодые кадры, и темпы старения снизятся.

Владимир Васильев также сформулировал позицию Петербурга по ЕГЭ. Никто не против введения единого государственного экзамена, но абсолютизация его невозможна.

– Больной вопрос для высшей школы – налог на имущество и налог на землю. Многие вузы, обладающие достаточными площадями, технические университеты, которые обязаны обновлять свою учебно-лабораторную, научную базу, в связи с этим нововведением окажутся перед угрозой разорения.

Еще одна питерская проблема: увеличение площадей общежитий. Ежегодный прирост иногородних студентов составляет 2%, только в 2004 году он составил 1200 человек. Ребятам из других регионов России негде жить, учась в Петербурге.

Подводя итоги совещания, Андрей Фурсенко отметил, что конструктивность диалога очевидна, есть все предпосылки для дальнейшего совершенствования в системе высшего профессионального образования. Он также подчеркнул, что «готовых рецептов ни у кого в портфеле нет», решения должны приниматься только с учетом мнения педагогического сообщества, важно только это мнение не держать при себе, а громко озвучивать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте