Начальник Государственного управления образования Псковской области Александр Седунов человек демократичный и ответственный. Лично и подробно отвечает на сайте губернатора Псковской области на вопросы псковских учителей, даже заданные с подковыркой. Многие вопросы педагогов, обращенные к Александру Всеволодовичу, касаются проблем с заработной платой. Сегодня он отвечает всем и сразу…
– Наверное, к числу самых актуальных вопросов последних лет для руководителей региональных систем образования можно отнести такой: «Какие модернизационные процессы в системе образования субъекта вы считаете приоритетными?» Наш ответ – новое качество обучения, новая система оплаты труда, современные информационные технологии, активная работа по реализации президентской инициативы «Наша новая школа», модернизация дошкольного, общего и профессионального образования. Чтобы успешно решить задачу модернизации, Псковской области нужны педагогические работники, имеющие достойную заработную плату, современные условия работы, возможность профессионального роста и социальную поддержку. Годом, с которого начался отсчет планомерных шагов по пути совершенствования учительского корпуса, стал 2007-й, год старта комплексного проекта модернизации образования. Для Псковской области он имел особое значение. Скромные ресурсы (наш регион относится к числу дотационных), отрицательная демография (у нас продолжает уменьшаться число общеобразовательных школ: за три года проведена реорганизация 40 школ) требовали новых подходов в управлении образованием. Сейчас, спустя пять лет, мы можем подвести первые итоги реализации проекта. Можно говорить об изменении всей системы взаимоотношений между субъектами образования, об укоренившейся новой системе оплаты труда педагогических и руководящих работников и о работе нового финансово-экономического механизма – подушевого нормативного метода, внедренного с учетом особенностей образовательных учреждений и возможностей региона. Величина нормативов подушевого финансирования в Псковской области постоянно увеличивается. С 2006 по 2011 год произошло поэтапное повышение величины нормативов для муниципальных общеобразовательных учреждений: в 2,3 раза – для города и в 4,2 раза – для села. С увеличением с 01.01.2012 года расчетной базовой величины на 6% все принятые региональные нормативы увеличены соответственно на 6%. Таким образом, на 2012 год региональный норматив на одного обучающегося в год в общеобразовательном классе составляет:- по общеобразовательным учреждениям, расположенным в городах и рабочих поселках, являющихся административными центрами муниципальных районов, – 18440 рублей;- по общеобразовательным учреждениям, расположенным в рабочих поселках, не являющихся центрами муниципальных районов, – 25415 рублей;- по общеобразовательным учреждениям, расположенным в сельской местности, – 34316 рублей.Финансирование сельских школ является особой проблемой. Сегодня перед Государственным управлением образования Псковской области стоит задача привлечения дополнительного финансирования сельских школ из бюджетов разных уровней и разных источников.- От подушевого финансирования напрямую зависит зарплата педагогов… – Поэтому одновременно велось реформирование системы оплаты труда педагогических работников. С 1 сентября 2007 года во всех общеобразовательных учреждениях Псковской области отошли от Единой тарифной сетки. Заработная плата стала учитывать не только трудозатраты педагогов на каждого учащегося, но и конечный результат работы учителя. Критериями аттестации педагогических работников области стали итоги учебной деятельности учащихся, результативность внеурочной и воспитательной работы. Практически это был прообраз введенной годы спустя новой системы оплаты труда. Я должен сказать, что в становлении и развитии системы оплаты труда педагогических работников значительную роль сыграло ее широкое обсуждение на региональном, муниципальном и школьном уровне, в средствах массовой информации, а участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда органов общественного управления и профсоюзных комитетов минимизировало риски. Полученные в ходе обсуждения предложения стали основой для перехода на новую систему оплаты труда работников всей бюджетной сферы региона. – К каким цифрам заработной платы пришли в результате? – За три последних года зарплата псковских учителей увеличилась в 2,3 раза. Администрация области подтвердила свою заинтересованность в модернизации системы образования тем, что в 2010 году из областного бюджета было выделено дополнительно 1,3 миллиарда рублей на повышение заработной платы педагогических работников. Принятый в октябре 2010 года закон Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы» и выделение средств из областного бюджета позволили увеличить заработную плату в сфере образования в среднем на 15%. Рост заработной платы происходил следующим образом. Если на момент начала модернизации образования в 2007 году размер средней зарплаты псковских педагогов был равен всего 5300 рублям, то средняя заработная плата учителей за I квартал 2011 года составляла уже 13140 рублей, при этом средняя заработная плата в экономике в то же время была равна 14451,5 рубля. А к 1 сентября 2011 года уже у 40% учителей области заработная плата составляла 17 тысяч рублей. При этом диапазон заработной платы у этих 40% педагогов колебался от 14 до 28 тысяч рублей.1 сентября 2011 года – начало следующего этапа повышения заработной платы учителей в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования. Для этого в областном бюджете в 2011 году были предусмотрены средства в объеме 50 миллионов рублей. В текущем году, кстати, запланировано освоить на эти цели 180 миллионов рублей – в 3,5 раза больше.По последним данным статистики, в феврале 2012 года фактическая средняя заработная плата псковских учителей – 15600 рублей.- Многие учителя считают, что сравнение их средней заработной платы со средней зарплатой в экономике некорректно, поскольку хорошо зарабатывающие педагоги, как правило, перерабатывают часы сверх ставки. – Среднюю зарплату учителя нельзя приравнивать к ставке, поскольку обычная нагрузка школьного учителя включает проверку тетрадей, работу в группе продленного дня, классное руководство и другие составляющие. При выводе средней зарплаты учитывается вся эта совокупная деятельность, но нужно стремиться к тому, чтобы к средней зарплате в экономике приравнивалась именно ставка. – В России есть регионы, где до сих пор не повысили заработную плату педагогическим работникам, не являющимся учителями. Как справляется с этой задачей Псковская область? – Чтобы не допустить социального напряжения внутри педагогических коллективов, нам удалось повысить с 1 сентября 2011 года в среднем на 50% заработную плату педагогам-библиотекарям, медработникам общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. При этом школьные библиотекари Псковской области раньше, чем в других регионах, получили статус педагогов. Также с 1 сентября прошлого года за счет средств областного бюджета была введена ежемесячная надбавка в размере 1 тысячи рублей воспитателям дошкольных учреждений и дошкольных групп при государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В перспективе перемены к лучшему коснутся музыкальных работников и преподавателей училищ. – В Псковской области есть собственный закон «О социальном статусе педагогического работника»… – И этот документ, направленный в целом на повышение престижа учительской профессии, позволяет оказывать дополнительную материальную поддержку педагогическим работникам. Он определяет основные принципы педагогической деятельности, права и обязанности педагогических работников в профессиональной деятельности, материальное обеспечение педработников, их право на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение. Действие закона распространяется на специалистов всех образовательных учреждений, находящихся на территории области, независимо от подчиненности, типа и вида образовательного учреждения. Изменения, внесенные в закон Псковской области «Об образовании» в части «дополнительные социальные гарантии педагогическим работникам», позволяют, например, выплачивать в течение трех лет педагогам, являющимся молодыми специалистами, ежегодное денежное пособие в размере 50 тысяч рублей. Таким образом всего начинающие педагоги за три года получают дополнительно 150 тысяч рублей. При этом молодой специалист может работать в любом учреждении общего, дополнительного или дошкольного образования и имеет право сменить по своему желанию место работы в течение этих трех лет – главное, чтобы он оставался работать в системе образования. Другие изменения в областном законе об образовании позволяют выплачивать единовременное пособие в двукратном размере среднемесячной заработной платы педагогическим работникам, отработавшим после окончания учебного заведения непрерывно три года, выплачивать единовременное выходное пособие в связи с выходом на пенсию в размере 60 тысяч рублей.В районных (городских) управлениях (отделах) образования предусмотрены и другие дополнительные меры поддержки для молодых учителей: доплата специалистам, успешно прошедшим стажировку, единовременная выплата вновь прибывшим молодым специалистам, ежемесячная надбавка к заработной плате.Одним из результатов всей проведенной за эти годы работы можно считать тот факт, что за последние 5 лет в Псковской области число выпускников вузов, устроившихся после окончания образовательного учреждения на педагогическую работу, возросло в 2,5 раза, молодых специалистов со стажем работы до 3 лет увеличилось в 3,5 раза, учителей-мужчин возросло на 18,5%. И все-таки мы далеки от мысли о том, что можно почивать на лаврах, что принятые решения окончательны и не требуют дальнейшего развития, что уровень оплаты труда людей, занятых в сфере образования, достойный, что престиж профессии педагога высок. Предстоит большая планомерная работа… ФактыПсковская область вошла в число 44 регионов РФ, выполнивших обязательства по повышению средней заработной платы учителям до средней в экономике региона в I квартале 2011 года. При этом порядка 30 субъектов РФ не выполнили эти обязательства, а в десяти субъектах (Тамбовской, Вологодской, Ростовской, Чувашской, Саратовской и Кемеровской областях, Северной Осетии, Пермском крае, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах) положение было критическим. Средняя заработная плата учителей в Псковской области за сентябрь 2011 года была чуть выше средней в экономике региона за I квартал 2011 года и составляла 14500 рублей.В 2011 году на нужды образования в Псковской области из федерального бюджета было перечислено 105 миллионов рублей. 50 миллионов из этой суммы было направлено на повышение заработной платы школьным учителям, что позволило довести ее до средней по экономике региона. В 2012 году Псковская область получит 323 миллиона рублей на реализацию второго этапа модернизации образования.Особое мнениеНа одной из встреч с журналистами СМИ губернатор Псковской области Андрей Турчак высказал свой взгляд на учительские зарплаты.Глава региона отметил, что ставит своей задачей ликвидировать перекос в размере зарплат у руководителей школ и учителей. Разрыв, считает он, не должен превышать двух раз. Однако в ряде образовательных учреждений, по мнению губернатора, разница между средней зарплатой учителя и зарплатой директора достигает трехкратного размера. «В первую очередь будет произведена корректировка заработной платы учителей. Цель проста – справедливо перераспределить фантастические надбавки, которые отдельные директора школ себе выписывают в ущерб преподавательскому составу. Есть такие районы, где заработная плата руководителя образовательного учреждения в три раза превышает зарплату учителя. Это ненормально. У нас есть школы, в которых директор умудряется получать в месяц 50 тысяч рублей, в то время как начальник Управления образования области получает 45 тысяч рублей», – отметил Андрей Турчак.Псковская область
Комментарии