«Холокост», «шоа», «катастрофа» – три названия одной из страшных страниц истории еврейского народа; это политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933-1945 гг. Сегодня тему холокоста изучают во всех государствах – членах Совета Европы, Северной и Южной Америке и даже в Японии. Если на Западе об этой ужасной трагедии говорили и писали открыто, то у нас в стране смысл слова «холокост» мы начинаем постигать только сейчас, во многом благодаря активной просветительской деятельности Межрегионального центра и Фонда «Холокост».
Мы все чаще сталкиваемся с проявлениями экстремизма, шовинизма, ксенофобии, религиозной и национальной нетерпимости среди молодежи. Как научить сегодняшних мальчишек и девчонок не быть безразличными к чужой боли, научить терпимости в отношении друг к другу?Знание истории холокоста необходимо прежде всего для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на земле.Содержание элективного курсаРаздел I. Холокост как объект исследования.Раздел II. «Катастрофа» европейского еврейства.Раздел III. Вторая мировая война и холокост.Раздел IV. «Новый порядок» на оккупированной территории СССР и холокост.Раздел V. Гетто и лагеря на территории СССР.Раздел VI. Уничтожение евреев СССР.Раздел VII. Герои сопротивления.Раздел VIII. Наблюдатели.Раздел IX. Праведники народов мира.Раздел X. Уроки холокоста и современная Россия.Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для 10-11-х классов.Курс «История холокоста» интегрирует знания из различных отраслей науки (истории России, новейшей истории зарубежных стран, обществознания, психологии, литературы и др.). Он служит обогащению внутреннего мира подростков, формированию у них активной гражданской позиции и умения понимать сложности и противоречия современного мира. Пособие входит в перечень учебных изданий, допущенных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ.Цели курса: дать представление об основных понятиях, терминах, связанных с изучением истории катастрофы еврейского народа; ознакомить старшеклассников с доступными для них источниками знаний по истории холокоста; развивать у них уважение к правам и основным свободам человека, чувство человеческого достоинства, стремление к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; способствовать формированию системы ценностей и установок человеческого поведения в современном обществе; способствовать воспитанию уважения к другим людям, толерантности, умению ненасильственно разрешать конфликты; развивать чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.В процессе изучения курса «История холокоста» учащиеся должны знать следующие понятия: юдофобия, расистская теория, арийцы, ашкенази, антисемитизм, протоколы сионских мудрецов, геноцид, асоциальные элементы, всеобщее решение еврейского вопроса, шоа, катастрофа, холокост, пропаганда, нацизм, бюрократический антисемитизм, «Хрустальная ночь», эмиграция, погром, бойкот, гетто, Ванзейская конференция, депортация, концентрационный лагерь, Освенцим, умшлагплац, селекция, крематорий, газовая камера, айнзацгруппы, вермахт, коллаборационисты, конформизм, СС (SS), СД (SD), сионисты, староста, бургомистр, управа, гестапо, план «Ост», желтые звезды, еврейская служба порядка, юндераты, акция, «открытое» и «закрытое» гетто, Бабий Яр, экзекуция, «акции синих автобусов», «Дни Петлюры», душегубки, эксгумация, черносотенцы, «арийская сторона», Собибор, семейные лагеря, НКВД, bystanders, праведники народов мира, космополитизм, «Черная книга», Нюрнбергский процесс, «Дело А.Эйхмана», Фонд С.Визенталя.Ожидаемый результатКурс призван способствовать формированию следующих умений: проводить комплексный поиск исторической информации по истории холокоста в источниках разного типа; обладать необходимыми коммуникативными навыками – устной и письменной речи, диалога, грамотной монологической речи; участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии; представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни; формирования своих мировоззренческих взглядов и принципов; учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.Основное содержание занятий элективного курсаВводный раздел. Принимайте других такими… (1 ч.)Значение изучения курса «История холокоста». Осмысление понятия «толерантность» и осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение окружающих. Осознание причин интолерантного поведения современных российских подростков и как один из способов решения данной проблемы – изучение истории холокоста.Раздел I. Холокост как объект исследования (2 ч.)История возникновения понятий «холокост», «шоа», «катастрофа». Формы антисемитизма. Беспрецедентность и универсальность холокоста. Советская и зарубежная историография вопроса. Современные российские историки о теме холокоста.Понятия: юдофобия, расистская теория, арийцы, ашкенази, антисемитизм, протоколы сионских мудрецов, геноцид, асоциальные элементы, всеобщее решение еврейского вопроса, шоа, катастрофа, холокост.Раздел II. «Катастрофа» европейского еврейства (3 ч.)Приход партии Гитлера к власти. Антиеврейская политика нацистской Германии (1933-1939 гг.). Нюрнбергские законы. Жизнь евреев Германии. Начало еврейских погромов. «Хрустальная ночь». Планы переселения евреев рейха. Архитекторы «окончательного решения» еврейского вопроса.Понятия: пропаганда, нацизм, бюрократический антисемитизм, «Хрустальная ночь», эмиграция, погром, бойкот.Раздел III. Вторая мировая война и холокост (6 ч.)«Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе. Конференция в Ванзее. Организация специальных еврейских кварталов – гетто. Жизнь в гетто. Депортация евреев. Умшлагплац. Лагеря уничтожения – Собибор, Аушвиц-Биркенау, Треблинка, Майданек, Белжец, Хелмно. Начало геноцида неугодного народа. Холокост в Европе. Союзники Германии и холокост.Понятия: гетто, Ванзейская конференция, концентрационный лагерь, Освенцим, умшлагплац, депортация, селекция, крематорий, газовая камера.Раздел IV. «Новый порядок» на оккупированной территории СССР и холокост (4 ч.)Зоны оккупации. Административно-территориальное деление захваченной территории СССР. Особенности холокоста на советской территории. Оккупационные органы власти. Карательные органы. Генеральный план «Ост». Нацистская пропаганда. Ограничения прав и свобод населения. Особенности положения еврейского населения. Антисемитская пропаганда. Еврейские погромы на оккупированной территории.Понятия: айнзацгруппы, вермахт, коллаборационисты, конформизм, СС (SS), СД (SD), сионисты, староста, бургомистр, управа, гестапо, план «Ост», желтые звезды.Раздел V. Гетто и лагеря на территории СССР (4 ч.)Классификация мест принудительного содержания. Организация гетто. Создание, структура и состав юндератов. Еврейская служба порядка. Повседневная жизнь в гетто. Ликвидация гетто.Понятия: еврейская служба порядка, юндераты, акция, «открытое» и «закрытое» гетто.Раздел VI. Уничтожение евреев СССР (7 ч.)Холокост евреев на территории СССР: замысел, ход, итоги. Этапы уничтожения советских евреев. Организаторы, палачи, пособники. Уничтожение евреев в Прибалтике и Белоруссии. Истребление евреев России и Крыма. Холокост на Юге России и Северном Кавказе. Жертвы холокоста на Кубани. Убийство евреев Украины и Молдавии. Бабий Яр. Бабьи яры России.Понятия: Бабий Яр, экзекуция, «акции синих автобусов», «Дни Петлюры», душегубки, эксгумация.Раздел VII. Герои сопротивления (2 ч.)Мстители гетто и герои сопротивления. Духовное и интеллектуальное сопротивление. Евреи-подпольщики. Восстания в гетто. Евреи в советском партизанском движении.Понятия: черносотенцы, «арийская сторона», Собибор, семейные лагеря.Раздел VIII. «Наблюдатели» (2 ч.)Свидетели геноцида. Соседи, знакомые, родные, коллаборационисты. Личная ответственность за молчание и равнодушие.Понятия: НКВД, bystanders.Раздел IХ. Уроки холокоста и современная Россия (2 ч.)Нюрнбергский процесс и его уникальность. Быть или забыть: предостережение современникам. Запрет на память о геноциде еврейского народа. Уроки холокоста в современном обществе. Деятельность Межрегионального фонда и Центра «Холокост» в России.Понятия: Нюрнбергский процесс, «Дело А.Эйхмана», Фонд С.Визенталя.Темы для рефератов и проектов по истории холокостаИдейные истоки антисемитизма в нацистской Германии.Антиеврейское законодательство: «бюрократический антисемитизм», или путь к холокосту.Нюрнбергские законы 1935 г.: история и современные интерпретации.Еврейская община Германии и холокост (1933-1939 гг.).«Хрустальная ночь»: источники и историография.Гетто на территории Польши (повсеместная жизнь, экономическая деятельность, еврейские советы).Сопротивление в Варшавском гетто (руководители, участники, итоги).Конференция в Ванзее: рабочее совещание или утверждение «окончательного решения»?Образ узников гетто и лагерей смерти в кинематографе («Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», «Пианист»).Жизнь и судьба узников гетто по роману А.Рыбакова «Тяжелый песок».Бабий Яр: дискуссионные проблемы.Отрицание холокоста: взгляд из России.История холокоста и моя семья.История «Черной книги».Тема холокоста в творческом наследии М.Я.Гефтера.Вермахт и холокост.Ирина СВЕТЛИЧНАЯ, учитель истории гимназии №5, Усть-Лабинск, Краснодарский край
Комментарии